«ТЕРРОРИЗМ БЕЛОГЛАЗОВ»
Рассмотрена возможность математического моделирования процессов развития террористических конфликтов и органически связанных с ними динамических процессов в общественном и личном сознании. Основным отличием предложенных методов «ситуационного моделирования» является отсутствие ограничений на «сложность» исследуемых негативных процессов.
1. Введение
Проблемы выявления причин трансформации международных и внутренних террористических конфликтов и причин эволюции «форм терроризма» приобретают для правоохранительных органов России всё большее значение. Видоизменения форм терроризма и способов осуществления терактов создают серьёзные проблемы при попытке опережающей идентификации их пра-воохранительными органами РФ.
По нашему мнению, существенно отличается вероятность предотвращения:
- «Старых (традиционных) форм терроризма» – с использованием взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и захвата заложников;
- «Новых форм терроризма» – с использованием различных видов ОМП, с использованием средств информационного, психотропного или гипнотического влияния на личное или общественное сознание, генераторов ЭМИ и СВЧ и других средств и технологий спецслужб для проникновения на охраняемые объекты.
Это отличие определяется, в основном, большей информированностью населения о демаскирующих признаках и способах совершения старых форм терроризма и лучшей готовности правоохранительных органов к оперативной, визуальной и ситуационной идентификации старых форм терроризма, ещё на информационно-разведывательной стадии [1,24 – 32].
Необходимо ликвидировать отставание в возможности идентификации «Новых форм терроризма» и поднять вероятность обнаружения их на информационно-разведывательной стадии от 0,15 до 0,7. Заметим, что выполнение подобной задачи без прогностических оценок требует почти пятикрат-ного роста расходов на целенаправленную подготовку и своевременное привлечение самых различных структур государственного управления. Только целенаправленное и координированное противодействие угрозам с наибольшим рейтингом позволит сохранить существующий уровень финансирования, локализовать причины терроризма, а не бороться с последствиями терактов.
Комплексными мероприятиями, осуществляемыми различными федераль-ными структурами РФ, под руководством правоохранительных органов, могут являться [1,24 – 32]:
- обеспечение режима общей бдительности, гарантирующее «опережающее» обнаружение демаскирующих признаков подготовки к совершению теракта и своевременное задержание террористов;
- совместное, с МЧС РФ, прогностическое определение рейтинга наиболее вероятных объектов терроризма, для разработки методов оперативной и охранной защиты (в виде «Паспортов защиты стратегических объектов и объектов повышенной техногенной опасности от терроризма»);
- осуществление непрерывных организационно-оперативных мероприятий для мониторинга обстановки и «опережающего прогнозирования» изменений «Форм терроризма» и «Наборов основополагающих признаков» (средств поражения, оперативно-тактических приёмов их применения, способов защиты террористов от поражения и задержания).
Решение этих задач практически невозможно без применения «ситуационного моделирования», учитывающего не только оперативно-тактические особенности действий террористов, но и ряд геополитических, социально-экономических и этнических особенностей развития РФ. Заметим, что подобное моделирование позволит снизить объёмы целевого фи-нансирования в десятки раз, при существенном уменьшении (от 0,85 до 0,3) вероятности реального осуществления терактов.
2. Качественное и понятийное описание «Ситуационных моделей»
Наиболее благоприятными условиями существования геоэтнополитических систем и государств, по представлениям аналитиков США и РФ, является наличие состояния общего «гомеостаза» процессов государственного развития [1–6]. Гомеостаз обеспечивает устойчивое и оптимальное равновесие между противоречивыми идеологическими и социально-экономическими интереса-ми личностей, входящих в «стихийно» самоорганизующиеся этнические, конфессионные, конвиксионные структуры государств и геоэтнополитических систем:
- при отсутствии межэтнических и социально-экономических конфликтов, межэтнического «рэкета»;
- при минимальных личных трудозатратах и усилиях;
- при нормальном (продолжительном и здоровом) существовании большинства личностей социума.
Формулируемые нами системные подходы к обеспечению благоприятного равновесия между противоречивыми тенденциями общественно-исторического развития подобны [1]:
- предложенным Аналитическим центром «Концепт» и разработанным по заказам Совета безопасности Российской Федерации в 1994–1996г.г.;
- практически используемым для защиты «национальной безопасности США.
Оговорим используемые далее концепции ситуационного моделирования и терминологию для описания состояния безопасности РФ.
Геоэтнополитическая система (или далее просто система) – сложная, открытая для внешних геополитических и геокосмических воздействий, нестационарная система межгосударственных и внутригосударственных отношений. Конечной целью государственного управления является обеспечение условия гомеостаза этой системы в следующей последовательности – «гомеостаз сферы геополитических интересов РФ – гомеостаз отношений властных структур и населения РФ – отсутствие террористических конфликтов – наличие гомеостаза медико-биологического состояния отдельных личностей» [1 – 32]. Резкое ухудшение медико-биологического состояния основной массы населения в отдельных регионах РФ может являться индикатором неправильного государственного управления и возможного появления зон социально-экономических беспорядков и террористических конфликтов через 5 – 7 лет, после обнаружения этого явления средствами Госкомстата и т.п.
Геоэтнополитические законы – определяют концептуально благоприят-ную направленность и не конфликтность динамических процессов развития в этой системе. Например, геополитическими условиями сохранения внешних условий государственного гомеостаза являются: достаточность трансфертности, оптимальное сочетание открытости и закрытости для других государств, эффективность законов сохранения объёмов пространства и населения, управляемость развития мегаполисов, реализуемость декларируемых целей и методов обеспечения государственной («национальной») безопасности РФ.
Методы количественной оценки степени устойчивости и общих условий сохранения гомеостаза системы – способы математического описания количественных условий неконфликтного развития сложных систем, используемые для моделирования ситуаций и оперативного мониторинга, для выявления причин появления терроризма. Эти методы должны обеспечить опре-деление сравнительного «рейтинга» различных угроз, для приоритетного фи-нансирования, с целью обеспечения, наиболее существенных условий столь желанного гомеостаза [1 – 5,16, 19 – 32]:
- сохранности сфер геополитического влияния и безопасности сосущест-вования с геополитическими конкурентами;
- общей, внутренней устойчивости и легитимности для всего населения РФ систем государственного управления;
- стабильности социально-экономических и межэтнических взаимоотношений в течение 18-летнего «имперского периода развития»;
- повышенной эффективности организационно-оперативной деятельности правоохранительных органов;
- возможности организационно-оперативной локализации террористических конфликтов в опережающем режиме.
Большинство субъектов терроризма в РФ имеют «договаривающийся тип». Поэтому, при ситуационном моделировании необходимо учитывать [1,19 – 32]:
- отсутствие геополитического «содержания терактов»;
- наличие в качестве «необъявленного содержания терактов» желание устрашения русского этноса для получения не легитимных экономических преимуществ;
- тенденцию к минимизации последствий терактов (из-за боязни стихийных самосудов и боязни утраты зарубежной поддержки).
Оперативно-тактические особенности действий террористов приведены в статьях [1 – 5,16, 19 – 32]. Основными являются «Содержание теракта», «Наборов основополагающих признаков» (боевых характеристик средств поражения, оперативно-тактических приёмов их применения, способов защиты террористов от поражения и задержания). Эти особенности учитыва-ются при расчётном определении рейтинга угроз различных форм терроризма.
Крайне важно оперативное получение, по результатам ситуационного моделирования, количественных оценок развития ситуации, в виде перечня прогнозируемых отношений «расходы на предотвращение терактов/потери в случае состоявшихся терактов» – для выбора оптимальной стратегии развития на период 15–20 лет. Такое представление итогов моде-лирования альтернативных процессов развития РФ, весьма убедительно для специалистов в области экономики, занятых планированием бюджета РФ.
Наши исследования показали, что при моделировании следует различать (прежде всего, по объёмам расходов на обеспечение наличия или сохранение) два основных вида гомеостаза [1].
Статический гомеостаз – свойство системы сохранять благоприятные значения параметров режимов управления и условий существования в желаемых пределах, при минимальных экономических затратах в рамках бюджетного финансирования. Удачно выбранная стратегия управления государ-ственной безопасностью позволяет восстанавливать состояние безопасности даже после терактов, без радикальных изменений в совокупности обратных связей государственного контроля и управления и принципов финансирования. Более того, в ходе развития РФ при этих условиях, существует возможность постоянного уменьшения террористических угроз, вплоть до их исчезновения.
Динамический гомеостаз – свойство системы без «перегулирования» (катастрофических потерь или распада государства), переходить к новому принципу управления, выбранному, при разработке какой-либо «Общей концепции защиты государственных интересов» («Общенациональной идеи совместного развития»).
Возможно, что одной из основных причин появления террористических конфликтов в РФ является недостаточная «легитимность» вносимых в практику развития РФ современных «ценностей общегосударственного развития» западного толка:
- для 70–80% неимущей части русского этноса (в части излишней дифференциации при распределении доходов);
- для некоторых мусульманских этносов Северного Кавказа РФ (в части индивидуального распределения доходов и излишне свободной, нетрадиционной морали и нравственности).
Существенное отрицание, в практике государственного управления РФ, традиционной и легитимной для большинства конфликтующих этносов Рф «Веберианской морально-этической дихотомии», вызывает нарушение состояния «динамического гомеостаза» межэтнических отношений в РФ и появление исламского экстремизма [1 – 5,16, 19 – 32].:
- в качестве средства идеологической защиты весьма живучих, этниче-ских социальных и тейповых систем распределения доходов и коллективного выживания горских этносов, при ухудшении условий существования;
- в качестве средства индивидуальной защиты этнических террористов от «угрызений совести», после совершения терактов против представителей русского этноса, отождествляемых в качестве носителей новой и не легитимной морали.
Отметим высокую «защищённость» подобного религиозно-идеологического экстремизма от миротворческих усилий, как государственных структур, так и приверженцев других течений ислама, не конфликтующих с православной религией, русским этносом и государством.
Параметр режима – качественно-количественная характеристика степени готовности государственной системы к комплексной и легитимной защите своих геополитических и внутригосударственных интересов.
Например, наличие и состояние ядерного и военного потенциала, размер и сохранность территории, наличие равноправных внешнеэкономических и политических связей, наличие общепринятой и легитимной идеологии «совместного процветания различных этносов», высокая эффективность и лояльность правоохранительных органов, организационно-оперативная защищённость от проявлений международного терроризма и наркомафии.
Отсутствие комплексных средств защиты геополитических интересов на границах РФ вполне может провоцировать трансграничный перенос в РФ наиболее опасных террористических технологий ОМП и затрудняет экстрадицию террористов, укрывшихся за рубежом.
Официально признаваемая 70% коррумпированность МВД РФ, отсутствие единого руководства (и общих банков данных) при контроле безопасности различных типов грузо-пассажирских перевозок, существенно облегчает проникновение этнических и международных террористов в русские регионы РФ, для совершения терактов.
Параметр состояния – качественно-количественная характеристика степени устойчивости состояния внутригосударственных политических, социально-экономических и этнических подсистем, подверженных негативным изменениям в результате идеологических или религиозных, дестабилизирующих воздействий геополитических конкурентов.
Например, предварительное оперативное прогнозирование зон возможного появления террористических конфликтов может быть определено по мере появления неблагоприятной динамики изменений следующих параметров состояния подсистем (база сравнения 1990г.) [1 – 5,16, 19 – 32]:
- наличия общепринятых или существенно отличающихся (отличающихся в более чем 10:1 раз, по социальному или этническому признаку) принципов распределения национального дохода;
- появление в течение 5–7 лет, 15% (от общего населения) компактных анклавов другой этнической принадлежности, монополизирующих це-нообразование (при трёхкратном превышении личных доходов) и отдельные виды преступности;
- наличия более 15%-го несоответствия между традиционной этнической моралью и современными законодательно-правовым полями РФ;
- наличие более 15%-го отличия в прожиточном минимуме нескольких компактно проживающих (в одном субъекте федерации) этносов;
- более 15%-й степени нарушения принципов равного представительства различных этносов в составе правоохранительных органов;
- наличия «сигнальных признаков» неоптимальности условий выживания отдельных этносов, в виде 15%-х этнических отличий в средней продолжительности жизни, проценте населения с врождёнными отклонениями, числе суицидов;
- падения рождаемости у русского государственно-образующего этноса на фоне увеличения рождаемости у других этносов;
- наличия промышленно-экономической, лекарственной и продовольственной автаркии различных этнических анклавов в различных регионах РФ.
Отметим, что необходимо постоянное сохранение достаточно затратных мероприятий оперативного мониторинга ситуации в виде сравнения текущих значений параметров состояния с «опасными», пороговыми значениями, поскольку [1,16,20 – 22, 27 – 32]:
- постоянно усиливается риск внезапного враждебного «трансграничного» воздействия;
- иногда может проявиться «латентно» развивающаяся и не предусмотренная планированием недостаточность осуществляемых мероприятий по локализации проявлений терроризма;
- длительное отсутствие (или скрытое, «латентное» развитие) угроз некото-рых «Новых форм терроризма» приводит к прекращению финансирования и разрушению профессиональной готовности оперативного состава правоохранительных органов.
Существенное несоответствие «бытовых» морально-этических регуляторов поведения конфликтующих этносов должно учитываться в ходе локализации межэтнических конфликтов. Так, при проведении военно-полицейских операций в мусульманских анклавах, по рекомендациям американских экспертов, необходим учёт «культурологического этикета» и привычек, способных вызвать изначальную неприязнь на уровне повседневного общения с му-сульманским населением в зоне конфликта. Например:
- представительницам вводимых военно-полицейских подразделений и военных баз нельзя появляться в обществе в коротких платьях, шортах, купальниках и с обнажённой головой;
- не следует афишировать употребление в пищу свинины;
- не следует гладить собак;
- нельзя брать пищу левой рукой;
- следует разуваться, входя в помещение после приглашения (конечно, не в ходе боевой операции);
- нельзя, без крайней, боевой необходимости, входить в мечети и «мазары» с оружием и т.п.
Подавляющее большинство населения РФ может влиять на качество управления их индивидуальной защищённостью от терроризма только косвенно или стихийно. Недостаток средств, специальных знаний, низкий общественный статус и отсутствие личного оружия минимизируют возможность легитимной самозащиты от террористов. Именно поэтому необходимы легко доступные каналы телефонной связи населения с оперативными дежурными правоохранительных органов. Кстати, ценность этих каналов «обратной стабилизирующей связи» примерно одинакова в США и РФ и может быть оценена с помощью следующих параметров:
- после почтовой рассылки спор сибиркой язвы в США, поступило около 50000 сообщений за две первых недели. Оперативную значимость имели только несколько десятков из них;
- после взрывов в Москве (в метро и на улицах), осуществлённых «шахидами» тоже поступило около 50000 сообщений за две первых недели. Оперативную значимость имели только восемь из них.
Предварительная оценка показала, что стоимость продолжительного содержания подобной службы в составе МВД, ФСБ не превышает 1% от возможного ущерба от предотвращённых за это время преступлений. Кроме того, следует учесть сильный психологический эффект от подтверждения постоянной готовности правоохранительных органов к защите населения от террористов.
Заметим, что если ветви власти используют алгоритмы управления безопасностью не соответствующие индивидуальным алгоритмам самозащиты большинства населения и не заметен позитивный результат антитеррористических мероприятий, возможна достаточно опасная для государственности РФ, самоорганизация практически не защищаемого от этнического терро-ризма «государственно-образующего», русского населения.
Стихийная и массовая идентификация населением неэффективности госу-дарственного управления и защиты от терроризма, на уровне механизмов этнического выживания, почти всегда приводила к стихийному геноциду в качестве средства защиты легитимных интересов [1,21 – 32]:
- действия моноэтнической власти этнического меньшинства «хуту», устроившей в Руанде расправу над «тутси» для сохранения политического преимущества, привели к гражданской войне;
- этническая монополизация рынка услуг и ценообразования китайской диаспорой Индонезии привела к её массовому истреблению;
- монополизация «рэкета», рынка услуг и ценообразования диаспорой турок-месхетинцев Узбекистана привела к её массовому истреблению и насильственному выселению в пределы РФ. Грузия нарушила договорённость и не приняла обратно эту диаспору, депортированную в своё время из Грузии.
Даже скрытая (без масштабного терроризма), но высоко затратная конфронтация формальных властных структур и стихийных элементов общественной и этнической самоорганизации приводит к неустойчивости, неоправданной затратности и непредсказуемости общегосударственных итогов развития системы безопасности.
Возможно, что осознаваемое на «личностном» уровне, это противостояние заставляет содержать в Москве более 130000 специалистов в области охранного бизнеса и сотрудников правоохранительных органов (по мировым стандартам их эффективная деятельность может быть обеспечена расходами не менее 200.000.000 $/месяц).
Напомним, что наличие длительных стрессов и информационных перегрузок у большинства населения приводит к риску массовых заболеваний гипертонией, инфарктом миокарда, раком, глаукомой или к массовой эмиграции из РФ наиболее трудоспособного населения. Процент населения с обнаруживаемыми психическими отклонениями вырос за последние два года с 25% до 30%, что существенно снижает «качество» и производительность рабочей силы.
Поиск лёгких путей преодоления стресса от отсутствия легитимной возможности благоприятного изменения личного статуса, приводит к массовому алкоголизму и наркомании, а то и к росту уголовной преступности.
Очевидно, что комплексное сочетание этих неблагоприятных факторов в РФ не только приводит к экономическим потерям, но и лишает государство мобилизационных ресурсов защиты от геополитических конкурентов и террористов.
3. Сравнение различных методов прогнозирования и обеспечения национальной безопасности, используемых в США и России
Для обеспечения государственной безопасности в США велись и ведутся работы по разработке новых методов мониторинга ситуации и прогнозирова-ния негативных последствий от терактов и от ошибок управления развитием состояния гомеостаза «национальной безопасности» [1,27–32]. До 70-х годов широко использовались «традиционные» методы анализа ситуации, основан-ные на применении только философских категорий, чисто качественных сравнений и обобщений оперативной информации.
После 70-х годов в США произошёл окончательный переход к использова-нию более производительных «количественных методов анализа».
Для оптимизации процессов управления гомеостазом «национальной безопасности» (при одновременном управлении сотнями процессов), в США разработан ряд компьютеризованных систем (например, PERT, PPBS, PATTERN). Для нас наиболее интересны возможности системы принятия решений Planning Assistance Through Technical Evaluation of Relevance Num-ber (PATTERN), базирующейся на методологии «дерева относительной важности» [1]. Эффективность подобного моделирования подтверждена рядом успешных для США геополитических мероприятий по ликвидации СССР и сферы геополитического влияния России, успешным использованием государственными структурами США практически любых терактов против безопасности США, для консолидации общества и расширения сферы геополити-ческого влияния.
Гносеологическая мощность американских «ситуационных моделей» может быть определена по «Модели прогнозирования развития Дальнего Востока РФ», разработанной Гудзоновским институтом США. Изменения оперативной обстановки отслеживаются на электронной карте с 98 иерархическими уровнями структурированной и эвристически обработанной информации.
К сожалению, в России отсутствую «компьютеризованные ситуационные модели» государственного управления с гносеологической производительностью аналогичной PATTERN. Авторам известна гносеологическая мощность некоторых имеющихся, например [1,20]:
- «Информационная система по внешнеполитическим вопросам» (ИС ВПВ) МИД России учитывает персональные данные нескольких тысяч политиков, но принимает решение путём «экспертного взвешивания» и не учитывает влияние на принятия решений геополитических и социально-экономических факторов;
- «Система обеспечения государственной безопасности – МетаСОУ», созданная по заказу Совета безопасности РФ, обеспечивала к 1998г. комплексный и эвристический анализ итогов взаимодействия около 300 параметров. Но её разработчики признают насущную необходимость комплексного анализа результатов взаимодействия до 1500 параметров.
По нашему мнению, подобные модели не обладают необходимой прогностической мощностью для выбора методов государственного управления действительно сложными системами, в том числе очень сложными системами комплексного противодействия терроризму, с числом значимых параметров более 300 [1,2,6,7,8,13–16,20–32].
4. Описание алгоритмов предлагаемых «ситуационных моделей», для исследования конфликтности состояния безопасности
В качестве математической модели состояния РФ, системы, развивающейся во времени и подвергаемой различным внешним воздействиям (дестабилизирующим её до появления террористических угроз), использовалась «параметрическая передаточная функция состояния защищённости от терроризма» – Wt.
Она обладает необходимыми для нас качествами, повышающими гносеологическую мощность ситуационных моделей [1,2,16,19,23 – 29], поскольку все особенности взаимодействия любого числа линейных или нелинейных динамических процессов различной природы могут быть учтены стандартным использованием «алгебры передаточных функций».
Количественная оценка «запасов» устойчивости гомеостаза позволяет:
- определить момент появления террористического конфликта;
- определить амплитуды роста «рейтинга» различных террористических угроз (по сравнению с имеющимся в 2004г. уровнем индивидуальной защищённости);
- определить динамику роста террористических угроз при наличии «переходных процессов», возникающих при существенных ошибках в государственной стратегии управления состоянием безопасности и недостаточном или ошибочном финансировании.
Под алгеброй передаточных функций мы понимаем формальные, достаточно очевидные и общепринятые математические правила создания Wt [1,2.16,19,24 – 29]:
- причинно-следственная связь процессов развития «локальных» угроз идентифицированного происхождения (или «чёрных ящиков» с недостаточно известной природой угроз) задаётся суперпозицией их Wt;
- под «входом системы» подразумеваются объёмы финансирования и конкретные объекты государственного управления;
- под «выходом» системы подразумевается место прогнозирования террористических проявлений на территории РФ и внутри охраняемого периметра конкретного объекта;
- воздействие суперпозиции различных факторов существования и развития системы на отдельные подсистемы, на общий «вход» системы устанавливается суммированием или вычитанием их Wt;
- любые особенности динамики отдельных подсистем (например, особенности взаимоотношений субъектов и объектов терроризма, оперативно-тактические особенности действий террористов, степень устрашения от теракта, человеческое привыкание, появление экстремистского мировоззрения, обучение и адаптация) учитываются дополнительным, «локальным» введением Wt, положительных или отрицательных «обратных связей».
Общая «параметрическая передаточная функция состояния защищённости от терроризма» имеет вид:
где:
- a0 t,,an t 0, b0t,,bm t
– непрерывные функции изменений во времени аналитических комбинаций из параметров режима и параметров состояния системы безопасности РФ, систем охраны защищаемых объектов и рейтинга террористических угроз;
- t – текущее время рассмотрения процесса, для планирования мероприятий защиты безопасности и их финансирования (изменяющееся от момента получения прогноза до окончания «имперского периода развития» – 18 лет) ;
- p – оператор Лапласа;
- k – номер «динамического звена», номер управляемой подсистемы или номер выбранного места локализации террористической угрозы (место идентифицируется конфигурацией сочетания параметров режима и параметров состояния динамического звена, потерявшего устойчивость);
- m, n – порядки полиномов числителя и знаменателя Wt, соответственно. (n – порядок «характеристического полинома» Wt, линейно возрастающий по мере роста сложности системы).
Критерии благоприятного развития системы при отсутствии террористических проявлений, или при наличии «статической устойчивости гомеостаза»
Оценим принципиальную возможность адаптации имеющихся систем управления состоянием гомеостаза системы безопасности РФ, или систем противодействия терроризму, для восстановления нарушенной статической устойчивости (при дополнительном финансировании, не превышающем 5% от возможного ущерба от терактов):
если n
m – защищённость от терроризма принципиально возможна и мо-жет быть достигнута параметрическим синтезом (5%-м увеличением финансирования или переподготовкой сотрудников правоохранительных органов и т.п.)
(2а),
если n
m – устойчивость и безопасность принципиально не возможна и не может быть достигнута параметрическим синтезом
(2б)
Принципиальное изменение ситуации (2б) и переход в ситуацию (2а) требует введения дополнительных обратных связей государственного управления. Например, создания дополнительной структуры мониторинга процессов развития и управления ими, ситуационного моделирования, изменений законодательства, проведения военно-полицейских и антитеррористических мероприятий и т.п.
«Фактическое наличие» гомеостаза (или отсутствие терроризма) может быть определено с помощью следующих критериев:
Мk
1,05 – гомеостаз квазилинейной системы идеален на всех иерархических уровнях управления, 5% колебания низкого уровня террористических угроз «тренируют» обратные связи и поддерживают профессионализм и необходимую численность сотрудников правоохранительных органов
(3а), Мk
1,15 – гомеостаз квазилинейной системы сохраняется на всех иерархических уровнях, предельно допустимые, 15% колебания параметров режима и состояний могут потребовать слишком больших расходов на сохранение гомеостаза и локализацию последствий состоявшихся терактов
(3б), 1,3 Мk
1,15 – устойчивость k-х динамических звеньев потеряна, наблюдаются первые гармоники колебательных «бифуркаций» с из-менениями амплитуды террористических угроз до 30%. Расходы на локализацию последствий терактов могут составлять до 15% бюджета RФ/год
(3в), Мk
1,3 – устойчивость k-х динамических звеньев потеряна, наблюдаются нелинейные процессы с появлением бифуркаций, с кратными гармониками и амплитудами угроз до 50%–100%. Расходы на локализацию последствий терактов могут составлять до 70% бюджета РФ/год
(3г), где:
– математическое обозначение множества значений Мk для k динамиче-ских звеньев;
k n 3, если n m;
k m 3, если n m;
k – номер динамического звена (конкретной области существования населе-ния, этноса РФ и т.п.);
Мk – «колебательность уровня террористических угроз» в k-м динамического звене (по сравнению с существующим, в момент прогнозирования, уров-нем индивидуальной безопасности), в терминах теории автоматического управления, или «амплитуда бифуркаций», в терминах теории катастроф;
П1 – аналитическая функция от значений ak и n.
Реальные последствия от потери устойчивости статического гомеостаза мо-гут быть определены после нахождения частот самовозбуждения (частот по-вторения роста террористических угроз – бифуркаций, в терминах теории катастроф) – fс :
fс П2 для Мk
1,15
(4) где:
П2 – аналитическая функция от значений ak
1 t и ak 1t.
Традиционными средствами политологии, социологии и статистики и оперативными средствами правоохранительных органов, могут быть выявлены следующие признаки проявления рассчитанной потери устойчивости всей системы или её отдельных динамических подсистем:
- очевидно заметное разрушение и этническая дифференциация причинно-следственных связей в повседневном существовании населения в динамических звеньях с Мk 1,15 и с частотой колебаний fс. Подобный период террористических обострений отношений русского и чеченского этноса составляет около 45–50 лет (сейчас наблюдается 3-я гармоника «имперского периода развития» – 18 лет);
- использование термина «самовозбуждение» свидетельствует о такой опасной потери устойчивости ситуации, что достаточно ничтожных информационных или идеологических воздействий для ответной реализации террористических проявлений;
- резкое ухудшение условий личного существования и безопасности субъ-ектов k-х динамических звеньев с 1,3 Мk 1,15, приводит к самоликви-дации этих субъектов или миграциям, после истечения периода окончания 5–10 колебаний, с частотой fс. В настоящее время, в РФ наблюдаются пе-риодические (с периодом 5–6 лет) ухудшения отношений с чеченским этносом;
- при Мk 1,3 темпы разрушительных процессов возрастают по крайней мере в 3 раза (за счёт появления 3-ей гармоники fс). Так, «умиротворение» чеченцев в Российской Империи завершилось массовой миграцией чеченцев в Турцию, причём российские военные наместники выдавали отъезжающим достаточно существенные подъёмные.
В РФ, наличие субъектов федерации со значениями Мk 1,3, может сигна-лизировать о возможности появления НВФ террористов и массовых беспо-рядков в зоне этого «слабого звена». Такими звеньями, кроме Чечни, потенциально являются зоны проживания «коренных жителей Печоры», зоны проживания карачаево-балкарского этноса, и Дальний Восток.
Критерии благоприятного развития РФ, при управляемом переходе в другое состояние «статического гомеостаза» .
Отметим, что динамические процессы развития России, в настоящее время, представляют собой недостаточно осознаваемые населением и недостаточно управляемые государством переходные процессы разрушения предшествующего состояния статического гомеостаза СССР и сферы его геополитического влияния.
«Параметрическая передаточная функция, описывающая возмож-ность неконфликтного перехода системы в новое состояние гомеостаза» – Wпt с математической точки зрения близка Wt (см. выражение (1)), но описывает нелинейные и нестационарные процессы подобного перехода, поэтому создается иным образом и имеет значительно больший порядок.
Процессы государственного управления на «входах» описываемой системы состояния безопасности РФ и реализуемая степень подавления терроризма на «выходах» описываемой системы, должны при этом соответствовать следующим критериям:
если n m, – нет необходимости в добавочной управляющей связи, для противодействию терроризму
(5), если Мk
1,15 – переход в новое состояние гарантировано возможен, с вероятностью 0,9, после вполне допустимых,
15% отклоне-ний управляемых параметров от планируемых значений. Расходы на предотвращение терактов и локализацию по-следствий состоявшихся терактов могут составлять не более 15% бюджета РФ/год
(6), Тогда tп – предельная продолжительность реального существования терро-ристических угроз может быть определена следующим образом:
tп 1,3 p g
(7) где:
n, m – порядки оператора Лапласа в и знаменателе и числителе Wпt, соот-ветственно;
Мk – амплитуда переходных процессов, рейтинг террористических угроз («бросок перерегулирования» в терминах автоматики). Определяется по выражениям подобным (3);
tп – вынужденная продолжительность переходных процессов (время сохранения угрожающих проявлений эмерджентности и террористического насилия);
– множитель, определяющий желаемую точность траектории перехода системы в новое состояние статического гомеостаза. При желаемой ошибке определения времени перехода менее 13%, 2;
p – постоянная времени динамического звена, последовательно соединённого с другими на общем «входе» подсистемы;
– математический символ процедуры суммирования;
p – число последовательно соединённых динамических звеньев подсистемы;
g – постоянная времени динамического звена, параллельно соединённого с другими на общем «входе» подсистемы;
g – число параллельно соединённых динамических звеньев подсистемы.
Опыт создания различных прогностических и ситуационных моделей позволяет рекомендовать тип государственного управления с параметрами, обеспечивающими синтез такого нового состояния системы, которое аналогично состоянию фильтра Баттерворта-Томпсона (в терминах теории автоматического управления).
При этом в десятки раз сократится период установления изменённого статического гомеостаза, при отсутствии угрожающих суверенитету РФ проявлений терроризма. Соответствующее сокращение продолжительности массового стресса управляемой части социума позволит в десятки раз сократить экономические потери, путём уменьшения вероятности террористических проявлений, и уменьшить происходящее вымирание населения России.
5. Некоторые результаты моделирования защищённости РФ от терроризма
Исследования показали, что в России необходимы разработка и использование «ситуационных, геоэтнополитических моделей развития и противодействия терроризму».
Используемый математический аппарат должен обеспечивать высокую гносеологическую производительность одновременного рассмотрения большого количества нелинейных, нестационарных и взаимосвязанных динамических процессов (от 300 до 1500).
Это необходимо для уменьшения расходов (по некоторым оценкам в десятки раз) на локализацию террористических угроз и доведения их до величины 5% от возможных потерь за счёт не предотвращённых терактов. Подобный экономический эффект можно обеспечить только путём «опережающего» и точного прогнозирования рейтинга различных разновидностей террористических угроз.
По нашему мнению, именно такой возможность обладает предложенный нами метод описания динамики роста террористических угроз, с помощью передаточных функций высокого порядка. Это позволяет избежать необоснованных априорных упрощений, являющихся основной причиной ошибочности прогностических рекомендаций.
Опыт практического применения предложенного метода ситуационного моделирования позволяет утверждать, что:
- момент потери статической или динамической устойчивости и появления террористических проявлений определяется с ошибкой 4% – 5%;
- амплитуды и периоды реализации террористических угроз (по сравнению с текущим уровнем личной безопасности) и частоты свободных колебаний, возникающих при разрушении статического гомеостаза, определяются с ошибкой 15%;
- амплитуды террористических угроз при переходных процессах и их про-должительность при переходе к видоизменённому состоянию статического гомеостаза определяются с ошибкой 15%;
- глубина прогностических оценок составляет не менее 18 лет;
- анализ оперативной информации подтвердил наличие разрушения и этнической дифференциации «бытовых» причинно-следственных связей в повседневном существовании населения, подтвердил наличие появления межэтнических конфликтов в регионах и субъектах федерации с расчётными значениями Мk 1,15.
По предлагаемой методике удалось выявить природу и основные причины периодических обострений во взаимоотношения русского и чеченского этноса.
Основной причиной является тенденция к «выживанию» за счёт набегов на другие этносы, характерная для архаичного, но чрезвычайно живучего «археотипа» поведения ряда горских этносов.
Период появления необходимости в применении военно-полицейских операций в момент обострений отношений русского и чеченского этноса составляет около 45–50 лет (сейчас наблюдается 3-я гармоника «имперского периода развития» – 18 лет). Предыдущий, подобный период обострения кризиса завершился депортацией чеченцев в Казахстан.
Резкое ухудшение социально-экономических условий существования и катастрофические отличия в морально-этических регуляторах личного поведения (отсутствие совместных и легитимных идей государственного развития) возможно приведёт к периодическим (с периодом 5–6 лет) ухудшениям отношений с чеченским этносом.
Масштабы разрушений гомеостаза состояния безопасности РФ таковы, что появились признаки абсолютно неуправляемых, нелинейных процессов.
При сохранении имеющейся ситуации РФ, когда не используется режим «опережающего» прогнозирования угроз, но растёт раскрываемость «старых форм терроризма», можно предположить следующую динамику видоизменений форм терроризма и роста числа террористических проявлений, представленную на Рис. 1. (прогноз составлялся в 2000г. и оправдался в 2007г.):
- «кривая 1» отображает динамику изменений общего числа терактов, «кривая 2» отображает динамику изменений числа терактов, совершаемых с помощью взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и захвата заложников, «штрихованная зона кривой 1» изображает величину потерь контроля над состоянием безопасности;
- ожидается удвоение общего числа терактов каждые 1,5 года, вплоть до 2007г.;
- в 2007г. ожидается выход в зону действия «ограничивающего фактора Либиха», с «установившимся числом» 9500 терактов /год;
- к 2020г. ожидается почти полный переход террористов к «новым формам терроризма». Сравнение изменений рейтингов угроз старых форм терроризма и появившихся новых форм терроризма можно произвести по результатам моделирования, представленным на Рис. 2.:
- химический терроризм (рейтинг 32,5);
- биологический терроризм (рейтинг 22,7);
- психотропный и информационный терроризм (рейтинг 21,3);
- техногенный терроризм, с использованием генераторов ЭМИ, для проникновения в охраняемые промзоны различных объектов (рейтинг 13);
- традиционный терроризм с использованием взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и захвата заложников (рейтинг 11,3).
Выводы
В результате сравнения возможных результатов различных вариантов государственных попыток локализации террористических угроз, удалось выявить следующие приоритеты для реализации (и финансирования):
- необходимо финансирование создания коллегиального и представительного центра для мониторинга и прогнозирования ситуации с помощью «ситуационного моделирования». Центр должен иметь право на выдачу рекомендаций обязательного характера и иметь каналы оперативной связи со структурами планирования бюджетных расходов, с правоохранитель-ными органами (МВД, ВВ РФ), МЧС РФ, службами Минздрава РФ и МО РФ;
- необходима разработка идей государственного развития и безопасности РФ, одинаково легитимных для «олигархов», неимущей части русского этноса и всех этносов РФ (включая и чеченский этнос);
- необходимо восстановление военно-политического потенциала защиты зон геополитического влияния РФ;
- необходим пятикратный рост промышленно-экономического потенциала;
- необходимо уменьшение коррумпированности правоохранительных органов в 10 раз и полное прекращение попыток этнического рэкета и режима этнических «набегов» в русских регионах;
- желательно уменьшение в 1,5–2 раза соотношения доходов 10% самых богатых и самых бедных граждан;
- желательно уменьшение в 7 раз числа граждан живущих за чертой бедности.
В РФ обнаружены сигнальные признаки возможности появления новых зон регионального и этнического терроризма. Такими зонами, кроме Чечни, могут стать зоны компактного проживания «коренных жителей Печоры», зоны проживания карачаево-балкарского этноса, и Дальний Восток. Поэтому необходимы дополнительные исследования состояния безопасности в этих регионах.
Литература.
1. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М. Некоторые проблемы качественно-количественного прогнозирования состояния геоэтнополитических систем. /Стратегическая стабильность. –2004. Вып. №1 (26). – с. 47 – 58.
2. Клаус Г.К. Кибернетика и общество. – М.: Наука, 1967. – 431 с.
3. Биркгоф Г. Математика и психология. – М.: Советское радио, 1977. – 96 с.
4. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. – М.: Наука, 1983. – 343 с.
5. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе.– М.: Политиздат, 1991. – 480 с.
6. Чернов П.В. Россия: этногеополитические основы государственности. – М.: «Восточная литература» РАН, 1999. – 208 с.
7. Поздняков Э.А. Философия политики. – М.: МП «Палея», 1994. ч. 1., – 276 с.; – М.: «Палея», 1994. ч. 2., – 292 с.
8. Дрё Ф. .– М.: Атомиздат, 1976. – 168 с.
9. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: Мысль, 1976. – 367с.
10. Солнце, электричество и жизнь (Материалы чтения Московского общест-ва испытателей природы памяти А. Л. Чижевского). – М.: 1969, – М.: 1971.
11. Голованов Л.В. и др. Медико-биологические аспекты проблемы связей «Солнце – биосфера». Обзор ВНИИМИ. Экспресс информация. – «Новости медицины и медицинской техники». № 10 – 11. – М.: 1974.
12. Исследования по геомагнетизму, аэрономии и физике Солнца. Вып. 17. Под ред. А.Т. Платоновой. – М.: 1971.
13. Жунке А. Ядерный магнитный резонанс в органической химии. Пер. с нем. Под ред. О.С. Чижова и Ю.С. Шабарова. – М.: Мир, 1974, – 176 с.
14. Диденко Б. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть.– М.: МП «Китеж», 1996. – 156 с.
15. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. – С.– Пб.: Макет, 1995. – 316 с.
16. Игнатовский М.О. Аппаратно-программные средства защиты от ошибочных действий оператора. /Радиоэлектронные системы. Сер. Общетех-ническая –2002. Вып. 1(4 ). – с. 90 – 100.
17. Советский энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова, изд. 4-е. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1600 с.
18. Моджорян Л.Г. Геополитика на службе военных авантюр. – М.: Госполитиздат, 1980. – 200 с.
19. Бесекерский В.А. и др. Теория систем автоматического регулирования. Кн.1. – М.: Наука, 1975. – 768 с.
20. Егорова-Гантман Е.В. и др. Психологический портрет политического деятеля в системе мониторинга политических конфликтов – аспекты формализации. Сб. Научно-техническая информация. Сер. 2. Информацион-ные процессы и системы, – 1995, № 9. – с. 4 – 13.
21. Малков С.Ю., Ковалёв В.И., Белоглазов В.А. Моделирование возник-новения и развития конфликтов с использованием теории управления рис-ками /Стратегическая стабильность. –2003. Вып. №3 (24). – с. 39 – 44.
22. Малков А.С., Малков С.Ю. Математические методы в исследовании закономерностей развития общества: моделирование эволюции этнических систем. /Стратегическая стабильность. –2000. Вып. №4. – с. 31 – 36.
23. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М., Рыбак А.Л. Выбор динамических характеристик источников вторичного электропитания для устройств аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования. /Радиоэлектронные системы. Сер. Общетехническая. –1994. Вып.2. – с. 77 – 88.
24. Игнатовский М.О. Оценка возможности применения VXI и PXI техноло-гий для создания стендовой и корабельной аппаратуры. /Радиоэлектронные системы. Сер. Общетехническая. –2002. Вып. 1 (4). – с. 10 –13.
25. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М., Честин Л.В. Расчётно-эмпирическое определение технической живучести военно-технических и охранных комплексов. /Двойные технологии. –2003. Вып. №4 (25). – с. 39 – 43.
26. Игнатовский М.О. Расчётно-экономический подход к определению тех-нической живучести корабельных комплексов радиоэлектронной аппаратуры /Радиоэлектронные системы. Сер. Общетехническая. –2003. Вып. 2 (7 ). – с. 32 – 42.
27. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М., Честин Л.В. Проблемы защиты от несанкционированного или ошибочного использования географических информационных систем. /Стратегическая стабильность. –2003. Вып. №3 (24). – с. 34 – 39.
28. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М., Честин Л.В. Возможность про-явления новых особенностей терроризма с использованием радиоактивных материалов. /Стратегическая стабильность. –2003. Вып. №4 (25). – с. 45 – 53.
29. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М. Аппаратно-программные средства неконтактного, скрытого обнаружения действий террористов и идентификации вида используемого оружия массового поражения. /Двойные технологии. –2003. Вып. №3 (24). – с. 25 – 28.
30. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М., Полулях К.Д. Возможность проявления новых особенностей терроризма с использованием радиоактивных материалов. /Стратегическая стабильность. –2004. Вып. №2 (27). – с. 8 – 14.
31. Игнатовский О.М. Эффективность мероприятий по защите от несанкционированного использования ядерных материалов и радиоактивных веществ. /Стратегическая стабильность. –2004. Вып. №2 (27). – с. 14 – 25.
32. Игнатовский М.О., Игнатовский О.М., Полулях К.Д., Некоторые проблемы защиты биологической безопасности Российской Федерации. /Стратегическая стабильность. –2004. Вып. №2 (27). – с. 26 – 39.
РЕФЕРАТ
Представлены методы математического описания моментов появления конфликтов и терактов в сложных геоэтнополитических системах, с помощью передаточных функций высокого порядка.
Коэффициентные методы их анализа позволяют прогнозировать все количественные характеристики процессов роста рейтинга террористических угроз, вызванных некорректными попытками локализации негативных внешних воздействий и борьбы с террористическими проявлениями
Ключевые слова: конфликтность геоэтнополитических систем, гомеостаз национальной безопасности и защищённость от терроризма, статическая и динамическая устойчивость.
Краткие сведения об авторах:
Игнатовский Олег Макарович, профессор АВН, старший научный со-трудник ПНИЦ ФСБ России..
Игнатовский Михаил Олегович, ведущий инженер МНИИРЭ «Альтаир», Главный конструктор одного из изделий. Астахов Виталий Олегович, к.в.н., с.н.с. России.