С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Введение
2. Необходимость и сущность стратегического управления стр. 6
2.1. Выводы
3. Процесс стратегического управления и основные этапы стр. 18
3.1. Выводы
4. Выбор и реализация стратегий стр. 29
4.1. Выводы стр. 34
5. Заключение стр. 35
6. Список использованной литературы стр. 37
7. Приложение № 1 стр. 38
8. Приложение № 2 стр. 38
9. Приложение № 3 стр. 39
10. Приложение № 4 стр. 39
В В Е Д Е Н И Е
Формирование управленческой стратегии фирмы является одной из наиболее важной функциональной составляющей в динамической модели собственно долгосрочного развития как фирмы вообще, так и определяющих её существование народнохозяйственных экономических факторов, а именно – приоритетов национального дохода.
Здесь следует сразу же отметить, что управленческая стратегия фирмы носит для каждой отрасли свой специфический, а зачастую и исключительный характер, так как отражает не просто интересы своего производства, а служит основой для существования определённой группы лиц как в экономическом, так и тем более политическом аспекте.
В условиях так называемой рыночной экономики для России формирование управленческой стратегии фирмы представляет собой уже принципиальный фактор для выживания в наших специфических условиях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в отличии от Западной системы, обусловленной юридически выверенными и политическими проверенными нормами производственно-финансовых взаимоотношений, наша экономика носит зачастую декларативный характер и ориентируется на политический заказ.
В качестве примера можно привести сельское хозяйство, где фермерство вынуждено работать только на выживание, а производство зерновых по площади посева и сбора имеет тенденцию в основном к сокращению.
Угольная отрасль вообще является ярким показателем того, что воспроизводство, даже простое, обязано не просто иметь амортизационные накопления особенно в таких финансово ёмких потоках, как основные фонды – в частности горнодобывающие комбайны, транспортные и коммуникационные потоки выработок, но и обладать чётко выраженной экономической стратегией. Ведь именно регионы по угледобыче, в первую очередь Кузбасса, послужили основой для политических забастовок, в которых финансовая помощь для семей шахтёров шла от американских профсоюзов.
Митинги у стен Кремля, призывы к разрушению планового хозяйства и передачи шахт в частную собственность были озвучены сибирскими шахтёрами, которые сейчас и пожинают плоды своей «смычки» с определёнными политическим силами.
И как продолжение в распределении баланса шахтёрских требований стали активные действия горняков как в Ростовской области, так и собственно в Кемеровской, когда перекрывались железнодорожные пути и когда власти бросали на разгон пикетчиков не только ОМОН и СОБР, но даже и воинские части. Это, так сказать, специфические российские «плоды» рыночной экономики, о которой говорили как о панацеи.
Железнодорожные перевозки, контролируемые МПС; производство автомобилей, добыча золота и редкоземельных металлов, добыча алмазов – всё эти отрасли, в которых формирование управленческой стратегии имеет более чем важное значение, так как руководство экономической деятельностью связано в первую очередь с политическими процессами нашей страны. То же самое следует отнести к добыче газа, авиаперевозкам, средствам связи.
Изготовление алкогольной продукции – это не просто направление производства, это целая отрасль, которая кормит определённую элиту практически всех регионов страны. И наложение на это производство существующих правовых норм, как показывает существующая практика, реально в пределах 20, максимум 30%. Не просто жёсткая, а именно жестокая конкуренция в данной индустрии вообще не укладывается ни в какие правила и нормы экономической теории. Менеджмент здесь вообще выходит за все мыслимые рамки теории и управленческой практики. О чём можно тогда говорить при формировании управленческой стратегии фирмы, если алкогольная продукция «Алан» формально запрещена, но официально экспортируется в Европу, в первую очередь в Германию, откуда поступают инвестиции и где остаются конвертируемая выручка.
Фактически основные отрасли народного хозяйства в формировании управленческой стратегии фирмы имеют политические цели и ориентиры.
Что касается нефтяной отрасли, то уже наличие так называемой абсолютной ренты, служит наиболее ярким примером формирования политической и экономической стратегии в системе управления не только топливно-энергетического бюджета, но и вообще доминирующего участия в экономике нашей страны. При этом превалирующим ориентиром такого бизнеса (как впрочем и остальных), являются налаженные банковские связи с оффшорными зонами. Поэтому неудивительно, что безналоговые территориальные образования, пусть даже и локального характера, диктуют совершенно иные правила формирования управленческой стратегии фирмы:
в одной лишь оффшорной зоне Калмыкии, как свидетельствовали открытые источники информации, ежегодно проходит почти 250 миллионов долларов за неучтённую нефть, драгоценные металлы, чёрную и красную икру.1)
Примером служит и такая государственная отрасль, как атомная энергетика, которая в своей внешнеэкономической деятельности именно при формировании управленческой стратегии фирмы сумела достичь более чем непомерных результатов в Иране и Китае, откуда неучтённые финансовые потоки шли на лоббирование интересов указанных стран.
Или пример с созданием искусственного спутника земли для Исламской Республики Иран, чем сейчас занимается специальная комиссия меджлиса, расследующая управленческую стратегию российской фирмы как посредника при Российском космическом агентстве.
Совершенно отдельным пластом стоит так называемый бандитский капитал, игнорирование которого в нашей экономике вообще недопустимо – его легализация приводит к созданию не только новых фирм и концернов, крупных промышленных и финансовых структур, но и такого значительного ресурса, как промышленный капитал, то есть слияние банковского капитала с производством.
Как организовать менеджмент в игровом бизнесе – казино, аттракционы, лоторея, (естественно «беспроигрышная»), индустрия игровых автоматов, где реализация продукции имеет непосредственно характер «живых» денег и не укладывается в нормы налогообложения.
Многие известные сейчас политики начинали свою деятельность как простые предприниматели именно с создания Tombola (лотореи, рулетки), и полученный опыт менеджмента распространили потом на государственную экономику – банковское дело, финансово-инвестиционные компании и так далее.
И есть большая разница, образуется ли фирма простым гражданином или же человеком от политики – сыном или братом губернатора или депутата. Так возникают банки и производственные объединения, управленческую стратегическую деятельность которых уже исследуют (естественно, как направленное целеуказание) органы прокуратуры.
Политика – это концентрированное выражение экономики. Поэтому следует очень чётко проводить раздел буквально по всем исследуемым факторам: производственная деятельность фирмы, её уровень (большое или малое предприятие), территориальное нахождение, внешнеэкономическая деятельность и, конечно, какие цели она преследует.
А цели, как правило, сводятся к одной функции – получение максимальной прибыли при минимальных (или практически никаких) затратах. .
.
Любая фирма и производственное объединение, брокерская контора или же банк обязаны иметь свою стратегию управления, формирование которой и будет отражать профессиональный уровень руководства в деятельности предприятия.
.
Ряд авторов рассматривает стратегическое управление как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:**
.
1. анализ среды, который предполагает изучение трёх её частей
.
– а) макроокружение;
.
– б) непосредственное окружение;
.
– в) внутренней среды.
.
2. определение миссии и целей;
.
3. анализ и выбор стратегии, который авторы считают «сердцевиной» стратегического управления;
.
4. исполнение выбранной стратегии;
.
5. оценка и контроль стратегии.
.
Некоторые западные специалисты, проанализировавших, как они сами утверждают, более двух тысяч источников по менеджменту, выделяют пять определений стратегии:***
.
1.стратегия есть план – руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее;
.
2.стратегия – это принцип поведения или следования некоторой модели поведения;
.
3. стратегия- это позиция, а именно расположение определённых товаров на конкретных рынках;
.
4. стратегия – это основной способ действия организации;
.
5. стратегия – это такой ловкий приём, который позволяет перехитрить противника или же конкурента.
.
На moj взгляд, наиболее объективное и научно-корректное определение стратегического управления будет следующее: «стратегическое управление – это управление, которое опирается на человеческий потенциал фирмы и ориентирует деятельность организации на максимальное удовлетворение запросов потребителей путём проведения своевременных изменений в организации получения конкурентных преимуществ и обеспечения адекватной реакции фирмы на изменение внешней среды»***.
.
Автор данной формулировки вполне справедливо утверждает, что необходимость стратегического управления обусловлена особенностями современной экономики, к числу которой относятся:
.
- высокий уровень концентрации и специализации производства;
.
- систематический рост на рынке доли сложных товаров (компьютеров, самолётов и тому подобное), в производстве которых участвуют много предприятий, то есть возникновение уже новой на нашем рынке коммерческой единицы типа «конгломерат»;
.
- необходимость использования результатов НТП и НТР;
.
- возрастание негативного воздействия производства на окружающую среду в виде её экологической составляющей и процесс отчуждения человека в данной системе;
.
- рост социальной напряжённости в обществе и необходимость разработки и осуществления социальных программ.*****
.
Вообще процесс отчуждения участника производства (анализируемый уже давно в западной философской и экономико-политической литературе) как для предпринимателя, так и для промышленного персонала будет выражаться в последствиях, которые станут проявляться в конфликте результата деятельности с целями стратегического управления.
Неизбежность такого столкновения может зачастую проявляться в очень агрессивном столкновении как внутри руководящего персонала, так и среди рабочих, а также между первыми и вторыми, что выливается не просто в забастовки и манифестации, шествия и локуаты, но и приводит массовым волнениям.
Мы считаем, что создание модели управленческой стратегии должно исходить из её динамического характера. Более того, мы расширяем такую основу, насыщая её детерминированностью, то есть причинной обусловенностью, имеющей стохастический, (вероятностный) характер. Подробнее данное утверждение будет рассмотрено ниже.
Сама стратегия управления по времени действия подразделяется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную. В зависимости от выбранного масштаба времени и уровня задач необходимо для выработки стратегии произвести анализ деятельности, исходя из конечной цели, то есть разработка плана идёт от общего к частному, так называемый метод дедукции.
Без формирования управленческой стратегии фирмы невозможно вообще говорить о существовании и тем более выживании экономической единицы в условиях рынка России буквально на любом уровне от местного районного образования до общегосударственного уровня. В российской и западной научной и экономико-политической литературе существует большое количество определений данной функции, поэтому необходимо дать чёткую характеристику следующим понятиям:
- формирование – это создание конкретного аппарата для успешной реализации механизма управления стратегией. Соблюдая научную корректность, следует поэтому употреблять термин «формализация» процесса, который включает в себя «описание содержательной теории формальными средствами, то есть, прежде всего языком математики и формальной логики»;6)
- управленческая стратегия – создание системы управления, позволяющей решать задачи фирмы по её целевой функции в пределах заданного масштаба времени при заданных ограничениях, например, уменьшающихся затратах производства (минимизация себестоимости) при минимальном количестве обсуживающего персонала.
Если более строго (в рамках реализации) подходить к понятию стратегии в менеджменте, то при анализе различных источников выявляется его (определения) несколько неоднозначный характер. Поэтому, на наш взгляд, наиболее обобщающим понятием может служить «любое правило, предписывающее фиксированные действия в каждой ситуации процесса принятия решения».7)
Если следовать более корректному обобщению, то формально стратегия – это функция от имеющейся в данный момент информации и принимающая значения, разлагающиеся на множество альтернатив, доступных в данный момент. Это и естественно – ведь принятие решения возможно только при наличии нескольких вариантов, один из которых и должен быть оптималь-ным, то есть наилучшим.
Однако, стратегия – это долгосрочный прогноз, позволяющий принимать на его основе решения на каждом отдельном временном этапе. Поэтому вполне понятно, что будет происходит корректировка стратегии в зависимости от полученного результата.
Краткосрочный прогноз, как свидетельствуют научные источники, использует период максимум в 1-2 года, среднесрочный – 3 - 5 лет, и долгосрочный – на период до 10 лет и более.8)
Анализ экономической деятельности развитых капиталистических стран показывает, что обычно составлением прогноза на период после 10 лет могут заниматься в основном структуры или же имеющие задачи обеспечения государственной и национальной безопасности – оружие, высокоточные технологии, глобальные исследования окружающего пространства (космоса, океана), или же представляющие собой достаточно крупные монополии и концерны (НАСА, Дженерал моторс, Дженерал электрик, Лукойл, Газпром и им подобные).
Естественно, что составленный прогноз должен пройти факторный анализ для ранжирования приоритетов развития, в том числе и научно-исследовательских и конструкторских работ (НИР и НИОКР). После этого с использованием оптимальных методов программирования происходит оформление прогноза в план, который в принципе должен быть директивным и подлежать исполнению.
В тоже время, вне всякого сомнения, план долгосрочного стратегического управления обязан иметь в своём составе модель так называемых случайных воздействий, под которым можно подразумевать форс-мажорные обстоятельства, в том числе и политическая конъюктура, конкуренция на российском рынке, переходящая рамки закона и правовых юридических норм на экономическом пространстве (так называемый дефолт 1999 года, о возникновении которого знали лишь 200-300 человек).
За примерами ходить далеко не надо – захват так называемыми «конкурентами» «Уралмаша» (16.01.2002), портов на Дальнем Востоке, завода «Кристалл» в Москве. (Список не приводится целиком, так как он достаточно обширный).
Самый типичный пример в данной плоскости связан с деятельностью губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, который составил управленческую стратегию подконтрольной ему территории на срок в 15 лет и что из этого получилось.
В качестве иллюстрации следует привести и информацию, подтвержда-ющую вышеприведённое заключение о переделе собственности «особыми юридическими нормами»: «Вологодские законодатели поддержали просьбу депутатов остановить захваты предприятий.
Февральское обращение депутатов архангельского областного Собрания, в котором они просили руководство России защитить лесопромышленные предприятия области от агрессивных захватов структурами "Сибирского алюминия", не осталось незамеченным коллегами из других областей. Первыми откликнулись депутаты Новгородской области.
А в конце апреля архангельских коллег поддержали вологодские законодатели. Они также направили президенту, председателям Совета федерации и Госдумы свое постановление о поддержке депутатов архангельского областного Собрания, чтобы еще раз привлечь внимание руководителей государства к сложившейся практике агрессивных захватов и передела собственности на предприятиях».9) (см. также приложение № 1).
Поэтому именно учёт максимального количества как постоянных, так и случайных факторов при составлении долгосрочной модели будет обосновывать сущность стратегического управления.
Следует также учитывать и такой аспект – в процессе экономического развития сама жизнь обязательно станет порождать такие экономи-ческие факторы и методы менеджмента, предсказать которые сейчас зачастую вообще невозможно. Например, безотходная биотехнология, где последствия трудно просчитываются (имеется в виду цепная химическая реакция), или управляемая реакция синтеза водорода (управляемая термоядерная реакция), выход которой из под контроля человека обрекает наш мир на полное уничтожение.
При составлении долгосрочной модели стратегического управления, необходимо:
1. определить перспективность отрасли, в которой фирма реализует свои производственные или иные (например, интеллектуальные) услуги;
2. фиксация территории, на которой происходит реализация произведённой продукции;
3. определение по индексу конкурентную способность как самой продукции, так и деятельности фирмы (зачастую продукция может быть конкурентно способной, но деятельность фирмы из-за, скажем, передела собственности не имеет перспектив развития).
Следует заметить, что скрытая конкуренция и лоббирование экономических проектов и программ (особенно с участием западного капитала) очень важный фактор формирования стратегии менеджмента (например, повышение тарифов для ограничения ввоза иномарок с целью увеличения объёмов продаж некачественных и технически слабых отечественных автомашин).
По информации газеты «Известия» (23.09.2002), Украина предложила российскому правительству с 2004 года полностью отменить квоты на ввоз украинских труб. Если ограничения будут сняты, пишет издание, потери отечественных заводов в результате скрытой конкуренции только за год составят сотни миллионов долларов. Ситуация вызвана тем, что в конкурентной борьбе украинские производители широко используют практику демпинга при сбыте своей продукции в России, чего, кстати, не позволяют делать у себя на родине.
Так, цены украинских труб в России в среднем на 10-15% ниже цен отечественных производителей. По данным Международного Союза металлургов, несут потери и поставщики сырья для трубных заводов - в этом году их выручка снизится минимум на 15 млрд. рублей. По подсчетам Фонда, в случае снятия ограничений на импорт украинских труб в Россию, российский бюджет потеряет не менее 700 млн. рублей.
Кроме того, по данным Фонда, даже при существовании квот на импорт украинских труб за 2002-2003 годы примерно 710 тыс. тонн продукции отечественных производителей не нашли сбыта на внутреннем рынке. И если российское правительство в результате лоббирования полностью снимет ограничения на импорт, объем невостребованной продукции возрастет как минимум вдвое.
4. анализ вероятности прибыли или же убытков от внешнеэкономической деятельности фирмы;
.
5.определение уровня фирмы – малое, среднее или же крупное предприятие. По таким основным характеристикам, как производст-венная мощность, объём материальных и финансовых ресурсов, численностью промышленно-производственного персонала и производится выверка данной позиции (данное понятие будет рассмотрено ниже);
6. капиталовложения и приведенные экономические затраты:10)
.
Под предельными затратами понимается величина максимально допустимых затрат на увеличение объемов производства. .
Однако, в качестве минимизированной функции затрат выступают именно местные территориальные условия и требования. И зачастую спрос на продукцию в условиях рынка будет или же искусственно завышаться или же понижаться..
Например, на потребительских продуктовых рынках на любом прилавке указывается одна и та же цена, которая устанавливается и жёстко контролируется руководством данной территории..
А некоторые торговые объединения, например, «Ашан», предлагают для потребителя продукцию электроники (телевизоры, видеомагнитофоны, электроинструменты), цена которых может быть на 30 – 60% ниже, чем у конкурентов..
Естественно, что такое снижение цен реально только при соответствующей поддержке руководства местного территориального образования. Поэтому индивидуальные затраты включают наряду с эксплуатационными и капитальные вложения и «статью» на так называемые «маркетинговые» исследования, позволяющие удерживать рынок в пределах заданного времени. .
Поэтому, когда в ряде источников приводится рекомендация о выпуске взаимозаменяемых товаров с улучшенными характеристиками с целью привлечения новых потребителей и понижения покупательского спроса у конкурентов, то данная позиция именно в условиях российского рынка может быть реальна не более чем на 10, максимум 15%..
Один из ярких примеров реального менеджмента - попытка России продать свои танки Т-80 в Объединенные Арабские Эмираты. Представители ОАЭ признавали, что российский танк практически по всем показателям является одним из лучших в мире. И при этом еще и одним из самых дешевых. Тем не менее арабы вместо лучшей и дешевой боевой техники закупили дорогие и, как оказалось в последующем, не самые совершенные французские танки "Леклерк", обогатив французскую казну более чем на 4 млрд. долларов. .
А результат в пользу французов получился таким только потому, что Франция в качестве так называемых «комиссионных» дала правителям ОАЭ один миллиард долларов, в то время как Россия, признавая коррупцию внутри своей страны, отвергает её действие на Западе. .
Другой пример. В течение нескольких лет велась борьба за рынок авиационной техники ряда арабских стран. Российские заводы представляли самолеты МиГ-29, Су-27. Однако под давлением министерства обороны, государственного департамента США, спецслужб ряда западных государств руководство тех же Объединенных Арабских Эмиратов изменило свой первоначальный выбор в пользу российских самолетов на американский F-16 и французский "Мираж-2000". Хотя им и пришлось выложить более значительные суммы, чем предлагалось за самолеты российского производства.***********.
У немцев в калькуляции своей продукции существует статья “Unerwartete Bedingungen” – непредвиденные обстоятельства, которые идут под общим названием – «маркетинг». .
Работая на российском рынке, основная часть немецких компаний использует данный термин реально и конкретно: так центры торговли «Marktkauf» убыточны, но существуют реально и именно конкретно, полностью не вписываясь в законы рыночной экономики, по которой убыточное предприятие должно разоряться и закрываться..
Российский менеджмент в данном случае создаёт совершенно новое понятие в стратегии управления, которое можно назвать «антибермудским», где в отличии от известного треугольника финансовые потоки западных инвестиций на конкретной российской территории, исчезая, превращаются в торговый капитал с отрицательным знаком для одних и положительным для других.
Что-то подобное происходит и с системой торговых магазинов «Седьмой континент», где существуют завышенные цены на промтовары, которые вообще не продаются; где незавершённое строительство является доминирующим уже в течение почти 15 лет (занимая земельные участки в Москве высокой стоимости), и где поэтому генеральный директор этой системы был избран в совершенно другом районе депутатом городской думы. Это очень интересная стратегия управления, которая базируется на “quod licet jovi, non licet bovi” – «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку».
В качестве замечания необходимо отметить, что составление стратеги-ческого плана управления следует начинать именно с чёткой фиксации, какой уровень представляет фирма.
От этого постулата – фиксированный уровень деятельности фирмы в иеархии условий рыночной российской экономики – уходить нельзя и вообще уйти невозможно, будь то обыкновенная торговая палатка, автозаправочная станция, фирма звукозаписи или же предприятия по добыче угля, нефти, газа или по выработке электроэнергии.
Именно уровень фирмы и выстраивает последовательность всех управленческих операций, в том числе с так называемой «системой контроля», говоря попросту, с организациями, которые вроде бы как гарантируют работу фирмы и защищают её от конкурентов. Этот уровень фиксируется получением разрешения на деятельность от пожарной охраны (санитарной инспекцией, экологическим комитетом и так далее) и его обойти никак невозможно, чтобы об этом не говорили и не писали любые инстанции и методические пособия различных научно-исследовательских институтов.
Типичным примером может служить деятельность губернатора Тверской области Платова В.И., который лично давал разрешение на любую экономическую деятельность в своём территориальном образовании.
А такие регионы, как Дагестан, Калмыкия, Приморье – это вообще зона, подконтрольность которой находится вне пределов любых экономических теорий.
Под уровнем фирмы мы понимаем его реальное местоположение в иеархии производства, которое определяется не только количеством и качеством произведённой продукции, её высокой прибылью и минимальными затратами, но также и получением экономических льгот и политической поддержки со стороны руководства данного района, территории, региона. Говоря более понятным языком – чьи конкретные интересы выражает данная фирма и кого она «обслуживает».
Как показывает наработанный опыт последнего десятилетия, в российской экономике функционируют фирмы с уставным капиталом в от 10 до 100$, которые пропускают через себя не одну сотню миллионов долларов. Такие фирмы обслуживают, например, так называемые «долги» Ирака и Ливии России в сумме нескольких миллиардов долларов, получают кредиты, отдают деньги в рост, инвестируют строительство, добычу и переработку полезных ископаемых. Сфера деятельности таких фирм – безгранична.
Фиксации уровня деятельности фирмы или компании выводится на основе анализа множественных ранговых связей с применением коэффициента конкордации.
Чем теснее связь, тем больше информации содержит одна переменная относительно другой. На практике бывает важно объяснить поведение одной переменной (отклика) поведением совокупности других. Для решения таких задач используются измерители степени тесноты множественной связи.
Кендаллом был предложен показатель, названный коэффициентом конкордации (согласованности), который вычисляется из выражения
(1) где m – число одновременно анализируемых порядковых переменных,
Ri(kj) – i-ый ранг отобранной для исследования порядковой переменной,
kj, – номер этой переменной в исследуемом многомерном признаке.
Коэффициент конкордации обладает следующими свойствами:
0 1;
• =1 при условии, когда все m анализируемых упорядочений совпадают;
• коэффициент конкордации, вычисленный для двух переменных пропорционален парному ранговому коэффициенту корреляции Спирмэна
Выражение (1) справедливо для случая отсутствия групп объединенных рангов. Если это условие не выполняется, то вычисляется по формуле
(2)
где Т(kj) – поправочный коэффициент, который вводится для групп объединенных рангов.
Смысл коэффициента конкордации состоит в том, что если его количественная оценка приближается к единице, то можно говорить о реальности экономических действий предпринимателя в первую очередь на замкнутой территории с последующим уже выходом на уровень более масштабного территориального образования.
Вообще использование математического и статистического аппарата выходит за рамки данной темы и может быть рассмотрена в последующих курсовых или иных аналитических работах.
Но несмотря на перечисленные выше отрицательные факторы, достаточ-ные для выведения нереальности экономического функционирования пред-приятия на определённом пространстве, десятки тысяч малых и средних фирм и объединений борются за своё выживание, рождая новые принципы теории как формирование управленческой стратегии фирмы, так и практические формы повышения эффективности производства.
1. успешная деятельность фирмы и её стабильное экономическое существование обязательно связано с формированием стратегии управления. В этом и состоит необходимость существования стратегии управления как категории в любой организационной системе – экономике, политике, технике и так далее;
2. сущность стратегии управления заключена в нахождении оптимального решения достижения поставленной цели;
3. стратегия управления имеет масштаб времени и носит динамический характер;
4. при выработке стратегии менеджмента используется факторный анализ с применением экономико-статических и математических методов;
5. выработка стратегии управления – это очень творческий процесс, участие в котором подразумевает высокий культурный ценз и профессионализм как разработчика, так и исполнителя.
I I. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
Процесс стратегического управления представляет собой создание многофакторной динамической модели и имеет следующие этапы:
1. формирование матрицы из факторов внешней среды и их ранжирование по степени воздействия на эффективность производственного процесса.
К факторам внешней среды в условиях российского рынка следует отнести:
- формальную систему налогового контроля,
- юридические нормы функционирования финансовых потоков,
- привлечение инвестиций Западных стран как на государственном, так и на частном уровне,
- возможность вывода своих ресурсов в конвертируемой валюте на мировой рынок ценных бумаг: Лукойл (= Лангепас-Урай-Когалым-нефть), Газпром, Норильский Никель, Российское космическое агентство);приложение № 2)
- взаимоотношение между субъектом производства и объектом власти: масса российских предприятий выживает в первую очередь только потому, что Объект на своём уровне оказывает путём перераспределения бюджета финансовую помощь, естественно, преследуя свои и экономические и политические интересы. Например, ряд печатных изданий существует именно за счёт как дотаций, так и около коммерческих проектов.
Если эффективность производства в выбранном масштабе времени принять за результативный признак, а перечисленные выше слагаемые за факторные, то модель будет иметь следующий вид:
где
S – влияние кадрового состава управления и производства на стратегический уровень развития фирмы;
Сразу следует отметить, что представленная модель носит исключи-тельно стохастический характер и решение её осуществляется не только экономико-статическими методами, но и таким способом, как нетрадиционный факторный метод (канонический анализ) и аппарат булевой алгебры.*)приложение №3
В детерминированной математике рассматриваются лишь такие модели, в которых состояние X(t) некоторой системы в момент времени t однозначно определяется ее состоянием в любой предшествующий момент t0:X(t)=f(t0,t), где f - некоторая (однозначная) функция. Этими моделями описываются процессы в классической финансовой математике (временная стоимость денег), в классической математической экономике (динамика валового внутреннего продукта).
Однако при изучении различных объектов мы часто сталкиваемся с процессами, течение которых однозначно предсказать невозможно. Например, колебания уровня конъюктуры фирмы около того значения, которое она должна выдерживать, колебания обменных курсов валют, колебания валового внутреннего продукта, или, как мы указывали выше.
Греческое слово (стохос) означает предположение, догадка. Слово (стохастика) переводится как искусство предсказания.
В теории случайных процессов (или стохастической математике) рассматриваются именно такие модели, когда состояние X(t) некоторой системы в момент времени t является случайной величиной: X(t)=f(t0,t, ),
где f - некоторая случайная функция. При этом для оценки ожидаемого состояния системы используется математическое ожидание этой случайной функции, а в качестве меры риска как возможного разброса будущих значений вокруг ожидаемых прогнозов - дисперсия (или среднее квадратичное отклонение).
Экономика серьезно подвержена влиянию случайных факторов - многие события, влияющие на макроэкономическую динамику, являются случайными: экономическая конъюнктура, производственная неопределенность, сбор большого или малого урожая, появление научных открытий и гениальных произведений искусства и др.
Поэтому стохастические математические модели являются наиболее адекватным отражением экономической реальности. Особенно подвержена влиянию случайных факторов финансово-кредитная подсистема экономики.
Финансовые рынки представляют собой пример системы с высокой степенью неопределенности; на такие системы действует множество случайных факторов, и для успешной работы на финансовых рынках необходимо эти случайности учитывать.
Начало теории случайных процессов относят к работам Л. Башелье (1900 г.) и А. Энштейна (1905 г.). Л.Башелье предложил рассматривать эволюцию стоимостей акций на парижском рынке как случайный процесс.
А.Эйнштейн точно таким же случайным процессом описал броуновское движение взвешенных частиц в жидкости.
Систематическому обобщению теория впервые подверглась в статье А.Н.Колмогорова (1931 г.). Хотя истоки теории лежали в области экономики, после Л.Башелье очень долгое время большинство ее методов использовалось, в основном, при исследованиях в области теоретической физики, главным образом, в молекулярной физике и радиофизике. Лишь в начале пятидесятых годов XX века стохастическая математика вновь стала применяться в финансовых вычислениях.
За последние полвека в области применения стохастических методов в финансовой инженерии были получены значительные результаты, высоко оцененные научным сообществом: Нобелевской премии в области экономики за работы, связанные со стохастическим моделированием в финансах, были удостоены П.Самуэльсон (1970 г.), ДжТобин (1981 г.), Г.Марковиц и У.Шарп (1990 г., совместно с М.Миллером), Р.Мертон и М.Шоулз (1997 г.). Одним из основных постулатов современного менеджмента и математической экономики является общая теория экономического равновесия, основанная на утверждении Ж.-Б. Сэя (XIX в.) о том, что рыночные отношения автоматически приводят к состоянию равновесия, т.е. равновесие является глобально устойчивым.
Реальная экономическая система никогда не находится ни в состоянии статического равновесия, ни в состоянии сбалансированного роста, о чем свидетельствуют экономические кризисы, регулярно возникающие в последнее время в различных странах мира.
В современном экономическом состоянии российского рынка решения о формировании управленческой стратегии фирмы должны приниматься на основе тщательного анализа имеющейся информации, с учетом оценок возможных последствий и рисков. Даже если модель составлена корректно и математически точно, практические предсказания и управление на их основе соответствующей экономической системой могут оказаться невозможными, как из-за влияния экзогенных (вызванных внешними причинами) случайных факторов, так и вследствие неустранимых ошибок измерений.
Для того, чтобы успешно выживать в своей долгосрочной перспективе, фирма должна уметь прогнозировать те трудности, которые могут возникнуть на её пути в будущем, и в случае их устранения, какие новые возможности открываются для неё.
Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.12)
Авторы данной концепции, согласующейся по многим позициям с теми положениями, которые мы привели выше, предлагают для анализа среды использовать метод ASWOT (аббревиатура от английских слов - сила, слабость, возможности и угрозы). То есть следует установить связи между силой и слабостью. С учётом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляется список слабых и сильных сторон, который оформляется в виде матрицы.
Для оценки возможностей авторы предлагают применять позиционирования каждой конкретной возможности, то есть производить оценку исключительно методом экспертных оценок. Естественно, что полученный результат будет значительно отличаться от конкретной величины вероятности и математического ожидания.
В этом состоит слабость метода экспертных оценок, применение которого было особенно популярно на Западе с середины 70-х годов прошлого столетия. Сейчас же интуитивные методы прогнозирования во многом не «срабатывают» вследствие недоучёта более чем значительного количества неучтённых факторов.
Примером служит интервенция США в Ирак, которую достаточно большое количество экспертов как на Западе, так и тем более в России намечали ещё во времена Клинтона, и которая состоялась даже тогда, когда эксперты не видели вообще причин для её осуществления.
Основоположником стратегического управления на Западе считается М. Портер, который в 1980 году выпустил книгу «Конкурентная стратегия», где он утверждал, что составление идеальных для заданных условий стратегий возможно лишь с помощью систематических исследований. По мнению М. Портера, стратегия бизнеса должна основываться на структуре рынка, на котором оперирует компания. К наиболее выдающимся концепциям Портера, как отмечают специалисты, относятся модель конкурентного анализа, набор генерических стратегий и понятие о ценностной цепочке.13)
Перечисленные выше позиции представляют собой вероятностные прогнозные оценки.
Вообще прогнозирование – это достаточно ёмкая и обширная часть менеджмента и экономики, изложение которого требует совершенно самостоятельного изложения. Менеджмент без прогнозирования в принципе не существует. Поэтому успешное употребление аппарата прогнозирования сравнимо с высокопрофессиональной деятельностью высокооплачиваемых менеджеров.
2. Вторым этапом составления динамической модели стратегического управления является формирование матрицы показателей деятельности фирмы:
- технического уровня и качества продукции;
- производственных мощностей;
- материальных ресурсов;
- труда и заработной платы;
- себестоимости продукции;
- прибыли и рентабельности;
- финансового состояния и оборачиваемости оборотных средств.
Каждая из названных групп рассматривается как система, а её составляющие выступают уже как подсистемные образования:
(4) где Y – выбранный основной показатель для формирования оптимизационной модели менеджмента, например, прибыль, рентабельность или иной, необходимый для последующего выбора и реализации стратегии;
X1-n – факторные слагаемые, которые можно рассматривать как подсистемы общей стратегии.
Формирование процесса стратегического управления заключается в анализе приведённой выше модели (4) с последующем выбором основной цели или целей.
Для этого перечисленные выше факторы подвергаются ранжированию, после чего составляется уже новая модель, где в результате отбора приоритет задач и целей будет иным.
Дело в том, что если в экономических процессах при стабильном рынке и совершенстве юридических норм математико-статистический анализ, в частности инструменты корреляции, подвергают исключению из модели линейные связи как явные (функциональные), то в наших условиях менеджмент должен рассматривать их именно как первоочередные аргументы при формировании матрицы целей и приоритетов стратегического управления.
Можно составлять какие угодно изысканные однофакторные модели в анализируемой системе, но их «жизненность» взаимосвязана с каким-то одним (максимум двумя) самым главным фактором, который и становится целевой функцией.
Зачастую формирование целевой функции может представлять собой сложный математический процесс при вроде бы достаточно простом раскладе составляющих факторов рынка. Неведением менеджмента, откуда может исходить угроза существования фирмы, является так называемой мультиколлениарностью, то есть искажением теоретического результата под влиянием эмпирических величин.
Для этого существует специальный инструментарий, который, однако, базируется именно на интеллектуальных способностях руководства вообще и руководителя в частности, а также аппарата его советников в искусстве анализа полученных результатов. Так, в частности, при некорректном (как оказывается) распределении финансовых потоков, которые в принципе выверены по существующим методикам и нормативам, деятельность фирмы может даже при a priori высокой прибыли стать не просто убыточной, а именно ликвидной, чем обычно и пользуются так называемые российские конкуренты.*) см. приложение 4.
Примером служит добыча артельным способом золота в Сибири, или же производство алкогольной продукции в Ставропольском крае. (Естественно, что данный список имеет большое продолжение).
3. После проведённых менеджментом исследований о влиянии на целевую функцию стратегического управления (например, прибыль) технико-экономических показателей, выделяются самые основные (например, рентабельность, инвестиции и маркетинговые исследования). Вся выделенная совокупность подвергается дисперсионному анализу, инструментарий которого очень чутко реагирует на эмпирические данные.
Чтобы не загружать данную работу аппаратом математической статистики, мы только укажем на частные коэффициент корреляции и коэффициент эластичности, которые позволяют уже конкретно сосредоточить внимание менеджмента на основных, главных направлениях стратегического руководства. То есть происходит своего рода редукция в принятии решения, когда первоначальное достижение цели из сложного процесса (криволинейного, выпуклого) сводится к более простому (линейному, однозначному).
Частный коэффициент корреляции – это показатель, характеризующий тесноту связи между признаками при элиминировании влияния всех остальных признаков:
где 2y12…m – дисперсия результативного признака;
2y12…m-1 – остаточная дисперсия У на x1, x2,…, xm-1;
2y – факторная дисперсия У на x1, x2,…, xm.
Частный коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов измениться результативный признак при изменении соответствующего факторного признака на 1% (при фиксированном значении остальных факторов на среднем уровне):
где - частная производная от регрессии по переменной xj:
- среднее значение фактора xj и результативного признака У.
Один из практиков реального западного бизнеса Мак-Дональд, обобщая опыт деятельности американских фирм и корпораций, чётко и более чем ясно указывает: «Доказано, что не существует стратегии, использовав которую менеджмент мог бы выиграть в достаточно длинный период своей деятельности. Однако, волнообразные кривые, характеризующие результаты отдельного успеха в расширенном интервале времени могут в течение недолгого времени сложиться в пользу выбранной стратегии».14)
То есть, если развить мысль автора дальше, получается: менеджмент – это искусство, где требуется не просто предсказание с определённой долей вероятности, а использование своих интеллектуальных знаний для предусмотрения критических и кризисных «ям», ожидаемых в будущем, и выработка такой маневренной стратегии, которая не просто предотвратит стагнацию или тем более банкротство предприятия, но и позволит развить экономический успех.
Тот же автор в своей работе однозначно выводит мысль, что «значительная часть бизнеса развёртывается на грани закона и законности. Именно здесь правительство предпринимает отчаянные усилия, пытаясь уточнить закон и тем самым ввести новые правила игры. Обход и нарушения законов и предписываемых ими правил поведения – наиболее характерные особенности всей предпринимательской деятельности»15).
И как следствие данного утверждения можно сформулировать условие, при котором менеджмент становится профессиональным: знание законов макро- и микроэкономики и способность их моделировать, применение юридического и финансового права, включая налогообложение; владение иностранными языками, экономическо-математическими методами, не просто умение работать на персональном компьютере, как пользователь, а и программирование на нём; владение психологией, личной обаятельностью и коммуникабельностью, а также наработанными политическими и внешнеэкономическими связями.
В качестве примера можно привести такие факты, когда бывшие руководители аппарата Президента РФ и министры правительства России переходили именно на работу в такие структуры, как «Альфа-банк», РАО ЭС, Газпром, Центрально-топливная компания и так далее, где используют в первую очередь наработанные политические и внешнеэкономические связи.
Многие так преуспели в этой области менеджмента, что после нескольких лет работы в экономических структурах открывают параллельно свои собственные институты и политико-экономические центры. Поэтому выделение факторов, влияющих на процесс стратегического управления, представляет собой необходимое условия профессионального уровня менеджмента.
4. Подготовка к выбору и реализации стратегии. Для этого на основании методики, изложенной выше, подготавливается набор факторов, являющих-ся приоритетными в формировании стратегического управления, которые потом принимают участие в составлении целевой функции. Её решение нужно рассматривать как задачу линейного программирования:
нахождение max или min (7) при условии :
a11 x1 + a12 x2 + . . . + a1n xn b1 ; a21 x1 + a22 x2 + . . . + a2n xn b2 ; (8)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . am1 x1 + am2 x2 + . . . + amn xn bm ; x1 0, x2 0, . . . , xn 0 . (9)
В математической модели стратегического управления выделяются три составные части:
- целевая (максимизируемая или же минизируемая) функция (7);
- система ограничений (сдерживания или усиления) стратегического управления (8);
- условия неотрицательности переменных (9).
Третье – последнее условие – представляет собой обозначение желаемых результатов по конкретным факторам, например, предоставление кредита по минимальным ставкам, победа в тендере, предоставление бюджетных денег и тому подобное.
Решение задачи по определению факторов, необходимых для окончательного формирования стратегии управления, когда все три группы требований удовлетворяют поставленным условиям, и будет являться оптимальным результатом. В остальных случаях (отрицательные ограничения и полученные конечные данные) расчёт осуществляется более сложным математическим аппаратом, изложение которого выходит за рамки данной работы.
Коэффициенты Cj в задаче менеджмента по формированию управленческой стратегии фирмы могут обозначать:
- прибыль на единицу продукции;
- цены: розничные и оптовые, демпинговые и бросовые;
- льготный кредит;
- санкции против предприятия: налоговые, административные, уголовные и тому подобное;
- затраты на изготовление продукции или вида услуг;
- валютные операции и так далее.
Перечень полного объёма коэффициентов при создании целевой функции по формированию управленческой стратегии фирмы достаточно велик и представляет собой поэтому совершенно самостоятельный объект исследования.
1. Процесс стратегического управления представляется собой создание многофакторной динамической модели, решение которой по заданным функциям и ограничениям позволяет находить оптимальные результаты на выбранный период времени;
2.Решение динамической модели осуществляется методами математической статистики, методами программирования (линейным, динамическим, выпуклым), а также привлечением в отдельных случаях аппарата высшей математики (в частности, дифференциальные уровнения высших порядков);
3.Процесс стратегического управления является в менеджменте исключительно творческим; успешное его осуществление и реализация возможна только в случае высокого профессионального уровня исполнителей. Под профессионализмом подразумевается степень знания не только экономико-математического аппарата, владение компьютером даже на уровне программирования, иностранными языками, но и культурный ценз, который включает в себя коммуникабельность, аналитический дар, оперирование правовыми и налоговыми нормами, а также умение не просто предвидеть политические процессы с их экономическими последствиями, но и участвовать в них. (Для внешнего рынка этот перечень имеет продолжение).
Выбор стратегии – это целое искусство и творческий процесс, осуществить который сможет лишь очень высокопрофессиональный менеджер. Неудивительно, что специалисты такого уровня получают достаточно высокую заработную плату, исчисляемую сотнями тысяч долларов в год. Однако, эффект от их использования выражается сотнями миллионов, а иногда и миллиардами долларов – энергетика, машиностроение, компьютерные технологии и так далее.
Авторы одного из исследований по менеджменту, проанализировав большое количество работ по данной теме, выделяют на настоящий момент времени десять видов стратегий, выбор которых и будет связан именно с высокопрофессиональным уровнем руководителя:
16) 1. дизайн: стратегия как процесс осмысления;
2. планирование: стратегия как формальный процесс;
3. позиционирование: стратегия как аналитический процесс;
4. предпринимательство: стратегия как процесс предвидения;
5. когнитивность: стратегия как ментальный процесс («когнитивность», насколько я понимаю, означает «познавательность» от латинского cognito – познаю);
6. обучение: стратегия как развивающийся процесс;
7. власть: стратегия как процесс ведения переговоров;
8. внешняя среда: стратегия как реактивный процесс;
9. культура: стратегия как коллективный процесс;
10. конфигурация: стратегия как процесс трансформации.
Каждая из перечисленных стратегий имеет безусловно свою специфику и соответственно свой методологический аппарат. Давать оценку тому или иному методу возможно только при непосредственном накоплении опыта.
Как отмечено в одной из ключевых работ по менеджменту, выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основании анализа ключевых факторов, характеризующих состояния фирмы, с учётом анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.17)
По методам использования стратегию можно квалифицировать как:
1. наступательную, в которой присутствует агрессивная составляющая;
2. оборонительную, где доминирует сдерживание и так называемая «активная оборона», то есть наступательные действия проводятся по отдельно выбранным направлениям;
3.нейтральная – сосредоточение исключительно на сбалансированности производства с потреблением и реализации со спросом.
Наступательная стратегия включает в себя набор следующих факторов:
- захват и удержание новых рынков сбыта;
- захват и удержание предприятий своего профиля как на контролируемой территории, так и в новых районах и территориальных формированиях;
- захват и удержание источников сырья как своего, так и смешанных производств для доминирования исключительно профильного производства (так называемое перепрофилирование);
- захват и удержание транспортных потоков и средств связи с целью монополизации на своей территории цен, применение которых станет носить выборочный характер, то есть для своего производства использование транспорта и связи будет происходить по себестоимости, в то время как для конкурентов исключительно по завышенным цена;
- продвижение своих представителей в исполнительную и законодательную власть с целью выработки таких юридических норм, применение которых даст исключительное преимущество анализируемой фирме или хозяйственному субъекту.
Для реализации наступательной стратегии применяется следующий набор действий:
1. покупка контрольного пакета акций конкурирующего предприятия;
2. доведение конкурирующего предприятия до разорения с последующим его банкротством с целью покупки по минимальной цене для перепрофилирования или перепродажи. (Есть вариант и вообще замораживания его деятельности на неопределённый срок);
3. финансирование конкурирующего предприятия под залог его основных фондов или оборотных средств для последующего поглощения;
4. реализация продукции по демпинговым или же бросовым ценам;
5. переманивание руководителей или специалистов конкурирующего предприятия;
6. законное отключение электроэнергии у конкурирующего предприятия или же создание таких условий, которые не позволят ему использовать энергоносители;
7.законное изъятие или запрещение на использование транспортных средств под предлогом их плохого технического состояния;
8.принятие на данной территории через подконтрольный законодательный орган таких актов и нормативов, которые не будут способствовать нормальной работе конкурента, скажем, несоблюдение экологической безопасности или же неправильное использование рекламы.
Это, так сказать, легальные, то есть законные методы реализации долгосрочной стратегии.
Однако есть и скрытые методы агрессивной стратегии управления предприятия. К ним следует отнести:
1. негласный сбор информации о деятельности конкурирующей фирмы, который может включать в себя закрытые данные о технико-экономическом состоянии производства, деятельности руководителей и специалистов. Естественно, что получение такой информации будет осуществляться закрытыми и зачастую незаконными средствами, в частности, взлом компьютерной сети, установление прослушивающих устройств и видеосистем наблюдения, внедрение в систему управления конкурирующего предприятия своих людей с целью сбора информа-ции, предназначенной для служебного пользования;
2. негласная скупка акций конкурирующего предприятия с целью его захвата или перепрофилирование;
3. разорение предприятия с помощью налоговых и иных административных органов с целью доведения его до банкротства.
Оборонительная стратегия характеризуется следующими факторами:
1. создание резервного фонда для поддержания производства в случае его кризисного состояния;
2. заключение компромиссов с целью выгоды временного периода;
3. образование союзов и объединений с целью усиления своего экономического и политического положения;
4. выпуск взаимозаменяемых товаров. Однако, такая позиция в условиях российского рынка очень и очень сложная, мало реализуемая со всех точек зрения и требует специального исследования.
Нейтральная стратегия включает в себя:
1. выполнение норм существующего налогообложения;
2. внедрение научно-технических разработок с целью понижения издержек производства;
3. ускорение оборачиваемости оборотного капитала;
4. выполнение техпромфинплана и бизнес плана.
Исполнение нейтральной стратегии могут позволит себе в основном крупные промышленно-производственные объединения и монополии, типа РАО ЭС, Газпром. Хотя, если быть более строгим и принципиальным, то, как показывает информация в ряде СМИ, «именно «Газпром» и у нас, и особенно у иностранных аудиторских и финансовых структур всегда славился своей «непрозрачностью», то есть перекачкой и доходов, и расходов через теневые каналы, потаенные банковские счета, скрытые как от налоговых, так и от других контрольных органов»;18)
5. Формирование и решение целевой функции. Как мы уже отмечали выше, после формирования целевой функции, она подвергается оптимизации методами линейного программирования. В тоже время отметим ещё раз, что если задача выбора стратегического управления носит жизненно важный характер, то может быть задействован аппарат выпуклого или динамического программирования.
В результате, после получения конкретных результатов, для принятия решения образуется набор значений, позволяющих выбрать вектор развития стратегии. Так в частности, можно будет оперировать такими позициями:
1. прибыль – стабильность; (сверхприбыль – контроль около профильных производств;
2. минимальная себестоимость – эффективность капитальных вложений;
3. максимум финансовых потоков – минимум или уровень близкий к среднем издержек производства.
Количество вариантов позиций достаточно длинное (около 30), но здесь, как писал Клаузевиц, «высказывая в общем верные суждения, можно получить совершенно ошибочный стратегический взгляд: средства принимать за цель, а цель за средство».19)
В свою очередь мы выскажем такую мысль: есть общие принципы управления и стратегии, но каждая фирма конкретна и должна иметь свою конкретную стратегию управления.
И принятие решения – это такой ответственный момент, который может себе позволить только высокопрофессиональный специалист, потому что, как писал Гаррингтон: «одно дело – марширующий полк, другое дело – напор толпы, которая толкает человека во все стороны, увлекает его за собою и останавливает всякое разумное движение».20)
А рынок, конкуренция – это не просто «напор толпы», это такая стихия, существовать в которой сможет лишь не просто сильный, не просто разумный, но главное – подготовленный самой жизнью предприниматель.
В заключение мы хотим привести следующие слова Сенеки: «кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра».
1. Выбор и реализация стратегий происходит в зависимости от поставленной цели и решением сопутствующих ей задач;
2. Сама реализация стратегий происходит в форме наступательной, оборонительной и нейтральной:
3. Для российского рынка успешная реализация выбора стратегии возможна при задействовании политических сил, административных ресурсов, силовых структур и творческого потенциала менеджмента.
4. Выбор стратегии – это более чем ответственный момент в жизнеобеспечения фирмы; от этого зависит её дальнейшее существование;
5. Правильный выбор и эффективная реализация стратегии – основа долгосрочного процветания фирмы, её эволюции и преобразования в новые производственные и научные формы экономики России.
Рыночная экономика, которая пришла в Россию и утвердилась в ней, скорей всего, на достаточно длительное время, то есть на вполне ясное обозримое будущее, принесла с собой совершенно новые и несравнимые с Западом принципы и правила поведения экономических объектов и субъектов.
Колоссальные различия в юридических нормах, морали и этике по сравнению с цивилизованным рынком, ожесточённейшая борьба за выживание с использованием методов, не применяемых даже в развивающихся странах – это лишь малые штрихи нынешнего состояния менеджмента в России.
Понятие конкурентности у нас заменено на армейские термины – рекогносцировка, подавление противника, уничтожение врага.
Деятельность фирмы в таких условиях напоминает плавание военного судна в тумане, где можно или случайно нарваться на подводную лодку противника, или же протаранить свой корпус внезапно возникшем айзбергом, после чего финал известен – погружение на дно.
Ежегодно банкротится почти 40-45% от зарегистрированных фирм. Фактически столько же и возникает. Но их деятельность, как слепок, повторяет все ошибки и просчёты своих предшественников. И такой результат получается только потому, что у таких фирм отсутствовало формирование управленческой стратегии.
Как правило, не достаточно грамотные, малообразованные, по своему бескультурные и амбициозные руководители компаний, с искрящим зудом покорителей всего мира через небольшой промежуток времени уже оказываются у разбитого корыта не только своих непонятных «мечтаний», но и вносят в общество гнилые элементы личного опыта завоевания рынка, в первую очередь привлечение криминала и незаконных норм функционирования производства.
Именно формирование управленческой стратегии уже на своей начальной стадии позволяет руководству фирмы обозначить свою деятельность на так называемом правовом поле, зафиксировать цели и задачи для получения реальной эффективности как для жизнеобеспечения своей компании, так и территориального образования в частности и экономики страны вообще.
Управленческая стратегия – это искусство, формирование которого возможно только получением длительного и серьёзного образования, изучением опыта и его практической реализации во всех сферах народного хозяйства.
Формирование управленческой стратегии подразумевает более чем высокий культурный ценз разработчика, исполнителя и реализатора; не просто знание и владение оперативным аппаратом управления, но и наличие видения будущего, которое вырастает из настоящего.
Можно, конечно, в заключении написать и общие рекомендации по формированию управленческой стратегии, но какова будет их цена, если такие выводы требуют, как правило, личного опыта работы и соприкосновения со всеми уровнями иеархии нашей экономики – от обыкновенной торговой палатки до Белого дома на Краснопресненской набережной.
Это сложный и даже тяжёлый путь, но именно его и надо пройти, чтобы вывести правила и положения, соответствующие истине: non progredi est regredi – не идти вперёд – значит идти назад!
1. «Коммерсант». 13.10.2002 года. «Другое время» - авторская аналитическая программа Михаила Леонтьева на первом канале ОРТ 14.10.2002, в 23.30.
2. О.С. Виханский, А.И.Наумов. Менеджмент. 3-е издание. Москва. Экономистъ. 2003. стр. 186 – 188.
3.Генри Минцберг, Брюс Альстрэнд, Джозеф Лэмпел. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Пер. с англ., Санкт-Петербург., 2001, стр. 15, 16-19.
4. В.В. Лукашевич. Основы менеджемента. ЮНИТИ. М., 2004. стр. 128
5. там же. Стр. 128-129
6. Математика и кибернетика в экономике. Издание четвёртое. «Экономика». М., 1995. стр. 606.
7. Там же. Стр. 549.
8. Методология прогнозирования экономического развития. М., «Экономика», 1992, стр. 14.
9. Надежда Брешковская. http://www.pravdasevera.ru/2002/05/21/8.shtml
10. Предпринимательство. Под редакцией проф. Горфинкеля В.Я., академика Поляка Г.Б., профессора В.А. Швандара. Третье издание, переработанное и дополненное. ЮНИТИ. М., 2002. стр. 362
11. http://www.narod-party.ru/news.asp?news_id=902 Газета» 11.11.2002г. /
12. О.С. Виханский, А.И.Наумов. Менеджмент. 3-е издание. Москва. Экономистъ. 2003. стр. 196 – 203
13. Генри Минцберг, Брюс Альстрэнд, Джозеф Лэмпел. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Пер. с англ., Санкт-Петербург., 2001, стр. 72, 86, 87.
14. Мак-Дональд. Игра называется бизнез: пер. с англ., М., «Экономика», 1989, стр. 17.
15. Там же, стр. 32.
16. Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. Школы стратегий. Питер. 2001. стр. 13.
17. Лукашевич В.В. Основы менеджмента. ЮНИТИ. М., 2004, стр. 137.
18. Алекс МАХРОВСКИЙ. «Газ это…», http://www.scandaly.ru/news/news706.html 04.07.2003
19. Клаузевиц. 1799 год. (Die Feldzuge von 1799 in Italien und der Schweiz). Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР. М., 1938. стр. 87.
20. Эмерсон Гаррингтон. Двенадцать принципов производительности. Пер. с англ., М., «Экономика», 1972, стр. 160
Приложение №1: МОСКВА, 24 июля 2003 года /ПРАЙМ-ТАСС/. Работники крупнейшего из предприятий Иркутской области – Коршуновского горно-обогатительного комбината, входящего в ОАО "Стальная группа Мечел", проведут митинг завтра в 10.00 мск рядом с домом Правительства РФ на Горбатом мосту. Об этом сообщила пресс-служба "Стальной группы Мечел". Митинг пройдет в знак протеста против непрекращающихся попыток силового захвата Коршуновского ГОКа представителями правоохранительных структур области.
Приложение № 2. http://enc.ex.ru/cgi-bin/n1firm.pl?lang=1&f=1115 Важнейшими особенностями «Газпрома» как акционерного общества являются уставные ограничения на свободное обращение его акций, а также на долю акционерного капитала, которой могут владеть иностранные собственники (не более 9 процентов). Рынок акций «Газпрома» жестко разделен на российский и международный. Последний появился осенью 1996 года и существует исключительно в виде АDR. Сделки между обоими рынками запрещены. Уже зимой 1997 года одна из иностранных фирм заявила, что владеет крупным пакетом акций «Газпрома», купленных на российском рынке, и намерена продавать их на международном. Однако после выраженного «Газпромом» резкого неудовольствия она заявила об отказе от своих намерений. В июне 2003 года американские финансовые компании Merrill Lynch и Capital Research&Management дали информацию о том, что участвуют в интервенции акций «Газпрома» на западных финансовых рынках. Ценные бумаги «Газпрома» скупаются Израилем и Германией, которая именно поэтому и не захотела участвовать в проекте по поставке газа из России в Европу через Балтийское море. Все предприятия РАО фактически являются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на использование недр, ни своих доходов. Их уставной статус — «предприятия РАО». С правовой точки зрения это унитарные предприятия, учрежденные РАО и действующие на правах оперативного управления. Помимо «предприятий РАО» в «Газпром» на правах дочерних АО входит несколько десятков специализированных промышленных и строительных предприятий и научных учреждений, работающих в газовой отрасли или в газодобывающих регионах. «Газпром» и его основные предприятия обладают также значительным количеством строительных и сельскохозяйственных предприятий (в виде дочерних АО или подразделений, находящихся на балансе), а также оздоровительных и рекреационных учреждений вне своих регионов. «Газпром» располагает огромными зарубежными активами. В основном это доли в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами, существующими или строящимися (например, крупнейший пакет скандинавского концерна «Несте»). Вторая по объему категория зарубежных активов — доли в предприятиях, обеспечивающих эффективность процессов экспорта газа (сюда относится контрольный пакет одного из старейших венгерских банков АЕВ, покупка которого в 1996 году вызвала множество комментариев в российских СМИ). «Газпром» является крупнейшим нетто-кредитором российской экономики и государства. Накопленный долг всех потребителей за поставки газа на середину 2003 года составлял не менее 270 триллионов рублей.
Приложение № 3. Использование стохастических моделей с непрерывным временем при анализе макроэкономических процессов актуально, так как аналитическое исследование таких моделей технически проще, чем исследование аналогичных систем с дискретным временем (в силу так называемого "проклятия размерности", впервые отмеченного Р.Беллманом). Несмотря на актуальность применения стохастических методов в финансово-экономических исследованиях, учебная литература по этой теме на русском языке практически отсутствует - за исключением учебных пособий А.В.Мельникова "Риск-менеджмент: Стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования", "Математика финансовых обязательств" и Т.Дж.Уотшема и К.Паррамоу "Количественные методы в финансах". Монографии А.Н.Ширяева "Основы стохастической финансовой математики"и А.В.Мельникова "Финансовые рынки: стохастический анализ и расчет производных ценных бумаг" служат настольными книгами специалистам, применяющим стохастические методы в финансовой инженерии, моделированию", посвященной вопросам стабилизации государственного долга, а также проблемной лекцией В.И.Соловьева "Стохастические методы в экономике и финансах".
Приложение № 4. Елена Березанская, Игорь Моисеев. Ведомости. 12 февраля 2002 http://matov.narod.ru/cite/ved120202.htm
Как стало известно "Ведомостям", кипрский офшор Batildor Holding Limited за смешные деньги купил у обанкротившегося Промстройбанка России акции росзагранбанков. Пакет акций BCEN Eurobank (9,21% от уставного капитала) был продан кипрской фирме всего за 5,79 млн руб. По предположению большинства близко знакомых с ситуацией источников "Ведомостей", оффшор служит ширмой для основателя загранбанков - Банка России .По мнению представителей завода, пакеты акций росзагранбанков - вполне успешно работающих на западных рынках "дочек" российского ЦБ - управляющий продал слишком дешево и к тому же без конкурса.
Активные участники процесса банкротства банка считают, что эту информацию мог предоставить кредитору Иван Хижняк, который в конце декабря еще руководил аппаратом конкурсного управляющего и теперь хочет показать новой команде банкротчиков, что много знает и молчать не будет. .