Акид Абид бен Мингаш

КУАЙТ В ИСТОРИИ ИРАКА

На стыке двух последних прошедших веков на берегу арабского залива возникло маленькое село. Его назвали Куайт Это название было исключительно иракским и означало - "маленькая населённая колония".

Согласно административным законам, разработанным в то время османским государством, в течение девятнадцатого века и до начала первой мировой войны, уезд принадлежал провинции Басра и официально являлся составной частью Ирака.

В 1897 году губернатор Басры Мугсин Баша сообщил шейху Куайта Мубараку Ассабаху о решении султана назначить его начальником уезда Куайт. (Напомним ещё раз, что этот уезд является неотъемлемой частью провинции Басра).

Назначение губернатора Басры начальником уезда Куайт было вызвано тем, что Англия тайно инспирировала Мубарака Ассабаха на убийство бвух своих старших братьев - Мугаммада и Джарага.

Это убийство, оплаченное Англией, имело свои политические мотивы: братья противостояли планам Англии превратить Rуайт в свою вотчину.

В 1899 году Англия побуждала шейха Куайта Мубараха Ассабаха к подписанию секретного договора о его военной защите, хотя юридически уезд подчинялся османскому государству и, следовательно, шейх не обладал правом подписывать международные договоры.

Именно поэтому впоследствии султан османской империи резко отверг этот договор, а в 1901 году Мубарак Ассабах объявил о своём подчинении государству османов.

Но Англия не отказалась от своих намерений и попыток превратить Куайт в свою колонию. В некоторых районах Арабского залива ей удалось создать базы с целью установки контроля над этим регионом, который стал приобретать всё более и более стратегическое обозначение как с точки зрения политических, так и тем более военных интересов в рамках соперничества с государством османов.

Наряду с экономическим значением этого региона ( по данным англичан, он являлся и является достаточно крупным в мире по запасам нефти) естественнен и политический протекторат, так как здесь возник важный торговый путь, через который можно было бы контролировать лояльность имперской политики Англии.

Естественно, что поэтому Великобритания стремилась гарантировать свои интересы через систему необходимого ослабления наиболее важных стран в этом регионе. Она решила сосредоточить все свои усилия на Куайте и со своей стороны установила границы, которые были совершенно искусственны и не отражали исторического и общественного развития стран данного региона.

Англии вообще была характерна изуверская политика по отношению к странам, которых она считала своими колониями.

Вышесказанное полностью относится и к Франции, которая совместно с Англией в 1916 году по договору Сайкс-Вико стала производить раздел сфер влияния. в результате которого часть Ирака была лишена морской акватории в её южной части в Арабском заливе несмотря на то, что эта территория ещё испокон веков, начиная с истоков древней цивилизации, всегда относилась исключительно к государству Ирак.

Но для империалистических государств, политика которых направлена только на экономический и политический передел мира с целью завоевания и удержания новых границ рынка, создание конфликтных ситуаций между отдельными народами и государствами является наобходимым и достаточным условием своей эволюции: без этого они не могут сущестововать!

Поэтому вполне естественно, что созданное в 1921 году государство Ирак отказалось признать результаты действия британских колонизаторов и все последующие правительства продолжали настоятельно требовать назад аннексированную часть территории Ирака и обеспечения его экономических и политических интересов, а также необходимую защиту своей национальной безопасности.

Необходимо отметить, что в тоже время Ирак и Англию связывали достаточно тесные отношения. Однако,несмотря ни на что, Великобритания, как естественное империалистическое государство, заботящееся только об интересах своей буржуазии и в отдалённом будущем, продолжала оказывать сильное давление на правительство Ирака, преследуя лишь одну цель: признанание существующего статуса-кво.

В 1932 году правительство Великобритании принудило премьер-министра Ирака начать обмен письмами, в которых содержалось описание границ в свете проекта, предложенного ранее при обсуждении османским режимом и руководством Англии. Этот проект не был утверждён из-за начала войны, и поэтому Совет иракских депутатов, выражая собой согласно конституции законодательную власть, отказался ратифицировать эти письма.

В тридцатые годы в Ираке и Куайте усиливаются народные требования вернуть Куайт Ираку. Национальная пресса поддержала эти позиции и стала приводить статьи и исторические документы, подтверждающие юридическую правоту таких требований.

Политический представитель Британии в Куайте полковник Диксон в своих письмах британскому представителю в Арабском заливе незамедлительно сообщил о начавшейся компании и высказал свою непреклонную убеджённость, что в интересах нглии необходима полная изоляция населения Куайта от населения Ирака. Эти события происходили в 1933 году, когда Европа уже находилась на пороге наступления фашизма.

В 1940 году губернатор Куайта заменил иракскую администрацию служб почт на английскую, а в 1945 году были заменены иракские учебники и образовательные программы, изучаемые в школах Куайта, на египетские.

Второй король Ирака Гази был охвачен большим энтузиазмом и пониманием необходимости воссоединения Куайта с Ираком. Он выразил желаниепосетить куайт, однако Великобритания никак не поощряла этот визит и стала дейстововать таким образом, чтобы Куйат и Ирак не достигли бы никаких договорённостей.

В апреле 1938 года министр иностранных дел Ирака Тауфик Ассауди сообщил послу Великобритании в Багдаде следующее: османско-британский договор от 1913 года признаёт Куайт как уезд, принадлежащий исключительно провинции Басра. А после перехода суверенитета над Басрой от османского государства к Ираку этот сувернитет распространяется автоматически и на Куйат, согласно тексту договора от 1913 года.

Ирак не признал какое-либо изменение статуса Куайта.

Тем временем в Куайте молодёжь активизировала свои действия с призывом вернуть Куайт Ираку. Так в мае 1938 года группа из организации, именующей себя "освободители Куайта", выдвинула к правительству Ирака требования, в которых призывала его воплотить их надежду в жизнь: вернуть Ираку Куайт. Для этого была оформлена национальная фракция, которяа потребовала от шейха Куайта Ахмада Ассабаха сформировать законодательный совет, представляющий "освободительный комитет".

Шейх был вынужден согласиться с этим требованием.

На первом заседании этого законодательного совета в 1938 году его члены потребовали вернуть Ираку Куайт. Однако такая позиция не понравилась губернатору и 21 декабря 1938 года он объявил о роспуске Совета и начал преслодвание его членов, в результате чего многие и них были арестованы.

Несмотря на это, "освободители Куайта" продолжали настаивать на своих требованиях: вернуть Ираку его территорию. Они неоднократно направляли телеграммы королю Гази и в одной из них настаивали на его вмешательстве.

Текст этой телеграммы был зачитан по радио в Багдаде 7 марта 1939 года: "... наша история поддерживает присоединение Куайта к Ираку!... мы живём и умрём под иракским флагом... Гази! помоги своим братьям в Куйате!".

Обстановка накалялась и подошла непосредственно к организации вооружённого восстания, которое предприняла молодёжь Куайта 10 марта 1939 года против господствующей в Куайте власти.

Однако губернатор Куайта подавил это выступление с применением оружия и многие его участники были арестованы.

Король Гази попытался своим личным вмешательством добиться освобождения арсетованных и потребовал от шейха Куайта, чтобы тот отказался от преследования "освободительей Куайта".

В тоже время король Ирака Гази и само иракское правительство подверглись давлению со стороны Англии для отказа от требований воссоединения Куайта с Ираком.

С этой целью британский посол в Багдаде Питерсон несколько раз встречался с королём Гази для оказания на него давления, чтобы тот полностью прекратил всякую даже незначительную политику поддержки воссоединения Куайта с Ираком.

Следует отметить, что все встречи состоялись совершенно секретно и, что особенно важно, незадолго до гибели короля Гази.

В ночь на 5 апреля 1939 года при до сих пор невыясненных обстоятельствах король Гази погиб.

Связывая этот факт с вышеизложенными событиями, можно сделать вывод: вне всякого сомнения имеется причастность Великобритании к его смерти, потому что энтузиазм Гази, его непреклонное понимание необходимости возвращения Куайта ираку, выражающееся в достаточно резких к Англии требованиях, послужили основой для принятия решения о его ликвидации.

После уничтожения короля Гази, власть в Ираке стали контролировать подручные Англии, а потом скоро началась вторая мировая война.

В последующие годы произошло много событий как в самом Ираке, так и за его пределами: на основе сионизма было создано государство Израиль, где коренные жители арабы лишились всех своих прав; революция в Египте, когда англичане использовали этот факт для усиления своего влияния в Куайте и ликвидации его гражданских и политических связей с Ираком.

9 марта 1956 года при посещении Багдада министром иностранных дел Англии Лойдом для участия в консультативном совещании постоянного Совета Багдадской декларации премьер-министр Ирака Нури Ас-Саид при встрече с ним поднял вопрос о присоединении Куайта к арабской конфедрации, которую было намечено создать между Ираком и Иорданией.

В свою очередь министр иностранных дел Англии обещал поставить этот вопрос перед Советом Министров своей страны.

Через посла Великобритании в Багдаде Майкла Райта был получен ответ, который содержал готовность Англии предоставить Куайту независимость, и поэтому Куайт волен сам решать вопрос о своём присоединении к конфедерации.

В апреле 1957 года Ирак направил заместителя премьер-министра Тауфика Ассауди в ливанский город Штору, где тогда находился шейх Куайта Абдулла Асалим Ассабах, для ведения переговоров о необходимости включения Куайта в создаваемую конфедерацию. Об этом Англия была информирована со стороны Ирака.

Но, как и должно было быть при "чистой английской политике" положительные для Ирака результаты не были получены.

В начале 1958 года премьер-министр Ирака поставил перед Бададским пактом вопрос о необходимости присоединения Куайта к Ираку. На этом совещании присутствовали Турция, Пакистан, Иран и Великобритания. В качестве наблюдателя находился государственный секретарь США Джон Форстер Даллас.

Из-за негативной позиции Великобритании вопрос о воссоединении Куайта с Ираком не был рассмотрен положительно.

После образования между Ираком и Иорданией 14 февраля 1958 года Арабской конфедерации король Иордании Файсал второй и премьер-министр Ирака Нури Ассада совместно с министром иностранных дел конфедерации Тауфиком Ассауди подняли перед министром иностранных дел Великобритании Слоином Лоидом вопрос о включении Куайта в созданную Арабскую конфедерацию. Но англичане, как и должно было бы быть для создателей долгосрочной изуверской политики, закладывающей основы долгосрочных конфликтов, вновь отвергли этот вопрос.

10 мая 1958 года Багдад посетил шейх Куайта Абдулла Ассалим Ассабах. Король Ирака Фейсал второй и премьер-министр Нури Ассаид поставили вопрос о присоединении Куайта к Арабской конфедерации. Однако шейх Куайта ответил, что ему необходимо прокосультироваться с англичанами и выяснить их точку зрения по этому вопросу.

5 июня 1958 года правительство Конфедерации вручило посольству Великобритании секретную ноту, в которой разъясняло международный статус Куайта до первой мировой войны.

Куайт был территорией, находящейся под суверенитетом османского государства и числился, естественно, уездом, принадлежащим провинции Басра.

Этот суверенитет не был поставлен под сомнение о стороны местной власти Куайта и правительства Великобритании.

Более того, в неявной форме по османско-британскому соглашению, подписанному в Лондоне 29 июля 1913 года, в шестом пункте говорится о праве шейха Куайта, как начальника османского уезда, обладать своими административными полномочиями, распростаряющимися на провинцию Басра.

Кроме того, нота следующим образом объясняла международный статус Куайта после войны:

1. в результате урегулирования всех спорных вопросов после первой мировой войны Турция отказалась от всех арабских провинций, ранее принадлежавших османскому государству. Сюда же входили и три провинции, из которых образовалось иракское королевство;

2. Одной из этих провинций была Басра, где Куайт являлся лишь одним из её уездом;

3. Однако во время британской оккупации Ирака и распространения Великобританией своего протектората над ним и обладая фактически абсолютной исполнительной властью, статус Куайта остался неопределённым;

4. В условиях абсолютного правления Британия в этом регионе, когда Ирак не волен был решать свои внешние дела, стала совершенно очевидной неопределённость международного статуса Куайта;

5. Именно поэтому Ирак не обязан предпринимать по усмотрению английских властей какое-либо регулирование всех решений относительно Куайта. Тем более всё связано с лишением Ирака его территориальных вод, принадлежавших провинции Басра в османской империи.

Перед вхождением Ирака в Лигу наций иракское правительство подняло вопрос перед властями Инглии о границах между Ираком и Куайтом и потребовало вернуть острова, находящиеся в указанных территориальных водах, а сухопутные границы определить и зафиксировать на основе международного права и человеческой справедливости.

В ответ Великобритания предоставила текст соглашения, заключённого между Англией и правительством Османии в 1913 году, в котором имеются пункты, обеспечивающие защиту Куайта и списание существующих ныне границ Куайта.

Это требование Ирака снова не было удовлетворено.

как оказалось впоследствии, данное соглашение не было вообще заключено и не имело никакого юридического значения.

Последней попыткой иракского правительства вернуть острова, находящиеся в территориальных водах Ирака и определить сухопутные границы, стали переговоры о Багдадской декларации и денансирование британско-иракского договора.

Однако, естественно, добиться положительных и конкретных результатов оказалось невозможно.

В ноте, предоставленной Ираком, говорилось о значении для Ирака Куайта и указывалось заинтересованность Ирака в пресечении контрабанды, которая приобрела широкий масштаб из-за государственного образования Куайт.

В ноте также указывалось и на то, что в южных районах, близких к Куайту, находилось сборище различных уголовных преступников не только из-за Ирака, но и других стран. И все эти преступники перемещаются в Куайт и таким образом скрываются от правосудия.

Кроме того, существует необходимость для Ирака в его выходе к Арабскому заливу с целью предотвращения экономических потерь, понесённых Ираком при таком территориальном перераспределении.

Особенно важным следует считать пункт, где говорилось о Куайте как о центре организации антииракской пропаганды, направленной на подрыв национальной безопасности Ирака.

Нота предлагала два решения. Первое. Присоединение Куайта к Арабской конфедерации, созданной Ираком совместно с иорданским Хашимитским королевством.

Второе. Если британское правительство думает, что в настоящее время решение о присоединении не представляется возможным, то правительство Арабской конфедерации будет вынужденео объявить все острова, находящиеся в территориальных водах, остаются внутри границ Арабской конфедерации и линия сухопутных границ между Арабской конфедерацией и Куайтом начинается от точки пересечения доллины Оджа и долины Батин и направлена прямолинейно к востоку до Джагра, которая расположена в заливе Куайта.

При этом правительство Арабской конфедерации сохраняет все нефтяные лицензии, действующие в настоящее время, на тех же условиях.

Что касается района добычи нефти различными компаниями, а также финансовыми обязанностями сторон, то всё остаётся без изменений, за исключением лишь части средств, необходимой правительству конфедерации для удовлетворения сових финансовых потребностей.

В ноте была выражена надежда, что британское правительство сможет обязать шейха Куайта выбрать для него из двух ваританов более выгодный.

Ирак надеется, что решение будет принято как можно быстро.

Если выбор падёт на первый вариант, то необходимо рассмотреть вопрос о границах, а если второе - то правительство Арабской конфедерации бцудет готово заключить с Куайтом договор о дружбе и добрососедстве.

Данная нота была самой последней позицией королевского режима, который правил Ираком после основания современного государства Ирак.

............................................................ (текст здесь утерян, но будет восстановлен) ............................................

.....При этом Саддам Хусейн Призывал к тому, чтобы были бы разумно учтены исторические права Ирака и устранена хотя бы малая часть того беззакония, которому ирак подвергался с начала нынешнего столетия.

В семидесятые годы Ирак был инициатором переговоров с правителями Куайта исключительно только с одной целью: достичь справедливого урегулирования.

Однако правители Куайта, поощряемые их империалистическими союзниками, настояли на принятии Ираком тех условий, которые были заложены ранее британскими колонизаторами.

В 1972 - 1973 годах министр иностранных дел Ирака несколько раз посетил город Куайт для обсуждения этого вопроса.

Кроме того, 16 мая 1978 года министр внутренних дел посетил город Куайт с той же целью. Было сформировано несколько комиссий, но результата, как и ранее, не было.

Рассмотрение вопроса о статусе Куайта было отложено из-за начавшейся войны между Ираком и Ираном.

После особождения Фау и в ходе состоявшейся Алжирской конференции на высшем уровне в мае 1988 года, министр иностранных дел Ирака непосредственно сообщил министру иностранных дел Куайта об искреннем желании решить этот вопрос. Однако режим Куайта не откликнулся на добрососедскую инициативу и ответа не было до июля 1988 года, когда министр иностранных дел Куайта посетил Ирак. В результате такого визита была достигнута договорённость рассмотреть этот вопрос министрами иностраннызх дел обеих стран.

Но переговоры не состоялись из-за начала ирако-иранского диалога и соответствующей занятности министра иностранных дел Ирака. Поэтому было решено направить заместителя председателя Совета революционного командования в город Куайт.

6 декабря 1988 года было принято решение рассмотреть снова этот вопрос, которым будет заниматься со стороны Ирака заместитель председателя Совета революционного командования, а со стороны Куайта наследный принц.

6 февраля 1989 года Багдад в ответ на визит заместителя председателя Совета Революционного командования посетил Саад Аль-Абдалла. Но, как оказалось, он был не готов к рассмотрению на основании вышеизложенного к рассмотрению законных прав Ирака даже на самом минимальном уровне.

27 марта 1989 года министр Сауд Альусейми посетил Багдад и просил офциаильно отложить обсуждение столь долго тянущейся проблемы.

В ходе визита шейха Куайта в Багдад в июле 1989 года президент Саддам Хусенй предложил ему ещё раз возобновить диалог по сложившейся ситуации.

Обестороны договорились, что в обсуждении примут участие со стороны Ирака доктор Саадун Хаммади, а со стороны Куайта министр иностраных дел.

19 ноября 1989 года доктор Саадун Хаммади посетил город Куайт для рассмотрения вопроса, но в свою очередь министр иностранных дел Куайта вплоть до февраля 1990 года не ответил на этот визит.

Здесь следует отметить, что все шейхи Куайта весь период неопределённости по этому овпросу, а также занятность Ирака своими внешними проблемами не послужило позитивом в отношениях.

В течение последних восьми лет во время войны между Ираком и Ираном Куайт использовал для территориального наступления на север, т. е. на иракские земли, такие методы, как строительство военных сооружений, заставы пограничников, фермерские хозяйства и нефтяные сооружения.

Так в 1963 году для переезда из города Куайт в Басру использовался пограничный пункт Альметлаа, где заграничные паспорта отмечались штампами для выезда. Потом по истечение некоторого времени этот пограничный пункт переместился на север более чем на 70 километров и тем самым статус-кво стал иметь уже новое значение. Так использовалась ситуация, когда Ирак был занят своими внутренними проблемами, в том числе и войной с Ираном.

Указанные выше исторические и географические факты свидетельствуют о том, что Ирак раньше никогда не предпринимал никаких действий по пересмотру границ, не соглашаясь в тоже время с каким-либо объяснением или же методическим обоснованием сложившейся ситуации.

А сущность всего вопроса состоит в том, что британский империализм так сформировал границы региона, чтобы лишить Ирак его территориальных исторических прав и законных интересов, имеющих юридическое обоснование.

Именно эта объективная действительность и объясняет единство позиции Ирака в периоды различных режимов, различной власти в Ираке.

И эта позиция остаётся сейчас без всякого изменения.

Все права на данную статью принадлежат агентству "Наш наблюдатель". Alle Rechte gehoeren zum Agentur "unser Beobachter".


Hosted by uCoz

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. ЖДИТЕ. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛА ПО ВОЗМОЖНОСТИ СОШЛИТЕСЬ НА АВТОРА.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. ЖДИТЕ. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛА ПО ВОЗМОЖНОСТИ СОШЛИТЕСЬ НА АВТОРА.